Top.Mail.Ru

Себестоимость какая бывает и как ее считать.

Термин «себестоимость» в переводе с английского «cost of goods» дословно переводится как «стоимость товаров». В бухгалтерской терминологии различают производственную себестоимость и полную, или себестоимость продаж. Эти понятия не равнозначные, и имеют различную величину.

На первый взгляд, все понятно: если, к примеру, себестоимость продукции составляет 1000 руб., а выручка от ее продажи 1500 руб., то прибыль равняется 500 руб. В действительности, это не так. Для правильного подсчета прибыли недостаточно знать только величину производственных затрат. Производственная себестоимость – это часть полной себестоимости, хотя и очень важная.

Производственная себестоимость включает такие основные компоненты:

  • стоимость сырья, материалов, полуфабрикатов для производства продукции;
  • стоимость затраченной электроэнергии, топлива, других ресурсов;
  • заработную плату рабочих;
  • отчисления в пенсионный фонд, фонд социального страхования;
  • расходы на ремонт и замену оборудования.

Сокращение расходов по каждому направлению приведет к снижению производственной себестоимости. Использование более дешевого сырья, применение энергосберегающих технологий, модернизация производства, сокращение числа работающих позволят уменьшить расходы на производство и, соответственно, снизят себестоимость.

Чтобы получить прибыль, недостаточно только произвести продукцию с минимальными затратами, ее нужно еще и выгодно продать. К конечной себестоимости прибавятся такие статьи расходов:

  • на хранение готовой продукции;
  • незавершенное производство;
  • расходы будущих периодов в виде непроданных товаров на складе.

Расходы на производство и расходы на продажу в сумме составляют себестоимость продаж, или полную себестоимость продукции. Именно этот показатель нужно сравнивать с полученной прибылью для определения финансового результата. Отчет о финансовых результатах, наряду с балансом предприятия, является основной формой бухгалтерской отчетности.

Для лучшего понимания всех факторов, влияющих на конечный финансовый результат, или, другими словами, на размер прибыли, рассмотрим конкретные примеры.

Пример 1

ООО «Сладкая жизнь» производит пирожные на продажу.

За один день кондитер делает 50 пирожных. Для их производства требуются продукты на общую сумму 1500 руб. (1 пирожное – 30 руб. на продукты) Зарплата кондитера составляет 1000 руб. Пирожные реализуются путем размещения рекламы в Инстаграм, стоимость рекламы 2000 руб. Цена одного пирожного – 80 руб., цена 50 шт. – 4000 руб.

Производственная себестоимость – 2500 руб. (1500 руб. + 1000 руб.), или 50 руб. за 1 пирожное;

Полная себестоимость – 4500 руб.  (2500 руб. + 2000 руб.)

Убыток – 500 руб. (4000 руб. – 4500 руб.)

Решение проблемы: уменьшение затрат на рекламу, использование более дешевого сырья, повышение производительности, модернизация производства.

Пример 2

Все изложенные выше параметры сохранены, но продано только 30 пирожных, общая цена продажи – 2400 руб. (30 шт. х 80 руб.)

Производственная себестоимость – 2500 руб.

Полная себестоимость, или себестоимость продаж – 3500 руб. (1500 руб. + 2000 руб.)

Убыток – 1100 руб. (2400 руб. – 3500 руб.)

Еще 1000 руб. – производственная себестоимость 20 непроданных пирожных. При условии, что они будут куплены на следующий день без дополнительной рекламы, производитель получит ещё 600 руб. прибыли (1600 руб. – 1000 руб.)

Резюмируя сказанное, можно заключить: при расчете ожидаемой прибыли недостаточно вычесть производственные затраты из стоимости продажи. Учитывать необходимо полную себестоимость, включающую помимо прямых затрат на производство также и расходы на рекламу, хранение и сбыт конечного продукта.