Эксперты, занимающиеся анализом налоговой нагрузки с заработной платы, делятся на два лагеря. Одни специалисты считают, что она является грабительской и издержки необходимо уменьшать любыми законными способами. Другая группа утверждает, что в стране работает эффективная система обложения заработной платы (13%), которая не требует корректировки в ближайшем будущем.
Несмотря на столь разные точки зрения большинство организаций и коммерсантов, у которых есть в штате наемный персонал, «мечтают» о понижении налоговой нагрузки. Именно для них предназначена статья, в которой пойдет речь о 10-ти методах уменьшения бремени, не противоречащих действующим в России нормативным и правовым актам.
1. Закон о самозанятых гражданах
С начала 2020 года законодательные органы власти значительно расширили список территорий России, на которых распространяется проект о самозанятых гражданах. Если организация находится в одном из регионов, которые входят в этот перечень, то она может применить эффективный метод. Речь идет о персонале, которые не является сотрудниками предприятия последние 2 года. С такими специалистами, уплачивающими НПФ (налог на профессиональный доход) можно взаимодействовать, используя гражданско-правовые договора. В этом случае налоговая нагрузка составляет 6%. Всю информацию можно найти в п.2 ст.10 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ.
У такого метода есть не только положительные, но и отрицательные стороны. Все расчеты по самозанятым находятся под контролем Налоговой инспекции. Если операции между предприятием и таким гражданином будут на значительные суммы, то, как вариант, юридическое лицо могут пригласить на комиссию по легализации налоговой базы.
2. Повышение заработной платы директору
В 2020 году максимально возможная база для расчета страховых взносов, которые касаются обязательного пенсионного и социального страхования, составляют, соответственно, 1 292 000 и 912 000 рублей. Все, что выше этих значений, облагается ставкой в размере 10%. Сэкономить на взносах можно, если перечислять большую заработную плату только директору, а не нескольким сотрудникам. Единственное условие – при необходимости, а она, конечно, возникнет предоставить доказательства в Налоговую инспекцию, которые касаются обоснований такой «хорошей» оплаты труда шефу. Например, аргументами может быть высокая квалификация специалиста, значительное повышение роста эффективности организации, которая находится под руководством директора.
3. Поручительство физических лиц
Некоторые организации проводят сделки, где в качестве поручителя привлекается физическое лицо. Речь идет о банковских гарантиях, оформлении кредитных договоров. Если гражданин выступает поручителем по таким сделкам, то в соответствии с письмами Минфина от 21.12.2018 № 03-15-06/93553 и от 24.04.2017 № 03-15-06/24578 получает вознаграждение, которое не является объектом обложения страховыми взносами. Причина – отношения между сторонами не относятся к гражданско-правовым договорам.
4. Ипотечные кредиты персонала – возможность сэкономить
Этот метод снижения налоговой нагрузки с заработной платы персонала является одним из самых распространенных. Ведь сотрудников, которые официально работают в организации и оформляют ипотечный кредит на приобретение жилья, немало. Суть его заключается в том, что предприятие занимается возмещением процентов на погашение займа. С таких расходов никакие страховые взносы никто требовать не имеет право. Если не превышен лимит в размере 3% от всего фонда оплаты труда, то на выплаты не начисляется налог на доходы физических лиц (НДФЛ).
5. Аренда имущества физическими лицами
Любое предприятие имеет право осуществлять выплаты в пользу физического лица. По закону такие расходы, связанные с платежами по договорам аренды имущества, контролирующие структуры не имеют права привлекать к уплате страховых взносов. Обычно имуществом служит личный автомобиль. Для примера возьмем руководителей среднего звена, которые работают не только по месту нахождения предприятия. Для проведения разнообразных мероприятий такие сотрудники используют личный транспорт. Если оформить подтверждающие документы в соответствии с действующими нормативными актами, то претензий со стороны проверяющих органов не должно возникнуть. Для этого необходимо ознакомиться с п.4 ст. 420 Налогового кодекса России.
6. Собственность, которая признана интеллектуальной
Многие современные предприятия, занятые различными видами экономической деятельности, имеют законное право снизить расходы с заработной платы, используя интеллектуальную собственность. Речь идет о технологических решениях, промышленных образцах, одним словом патентах, владельцами которых являются предприниматели. Если коммерсант может передать в аренду такую интеллектуальную собственность, то предприятие может воспользоваться правовой «лазейкой» в законе. Чтоб никаких разногласий не возникло в ходе общения с представителями Налоговой инспекции следует заранее подготовить и в любой момент предоставить доказательную базы. Она будет свидетельством того, что интеллектуальная собственность действительно применяется при ведении экономической деятельности.
7. Спорт, как образ жизни
Некоторые предприятия расходуют средства на оплату занятий фитнесом своему персоналу. Здесь, конечно, ситуация двоякая. Понятно, что по налогу на добавленную стоимость (если состоялась передача абонементов работникам и можно это подтвердить) у контролирующих структур претензий нет. Однако по отношению к не перечислению налога на доходы физических лиц суд в большинстве случае встанет на сторону проверяющих. Ведь в списке доходов, которые могут быть освобождены от уплаты налога, такой позиции (оплата за занятия спортом) нет. Поэтому судебная система признает такие «невыплаты» только в том случае, если расходы никак нельзя персонализировать. Прежде чем рисковать, используя такой метод снижения расходов с заработной платы, стоит обратить внимание на уже рассмотренные дела (№ А14—14334/2015, А21-9840/2016, А19-15108/2018) и внимательно изучить гл. 23 Налогового кодекса России.
8. Снижение нагрузки за счет заключения договоров гражданско-правового характера
Один из самых популярных методов экономии на налогах – применение договоров ГПХ (гражданско-правового характера). Организациям и коммерсантам значительные суммы сберечь не удается, но способ не утрачивает своих позиций. По закону сэкономить можно на периодах материнства, а также вследствие временной нетрудоспособности сотрудников. К тому же, конечно, если в договоре ГПХ предусмотрено, то оплачиваются взносы на страхование от несчастных случаев и из-за профессиональных заболеваний. Стоит отметить, что проверяющие структуры всячески пытаются «переделать» договоры ГПХ в трудовые отношения.
9. Дивиденды
Учредитель, который получил дивиденды уже за вычетом налога на доходы физических лиц, имеет законное право распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению. Однако такой вид прибыли, обычно, не подпадает ни под какие льготы. Что же делать? Один из вариантов – поставить на баланс нематериальный актив. Хотя в 2020 году вряд ли этот способ оправдает ожидания работодателей, которые пытаются снизить налоговую зарплатную нагрузку.
10. Выплаты коммерсантам, имеющим статус индивидуального предпринимателя
По закону можно передать управляющему функции исполнительного органа общества. В данном случае это должен быть индивидуальный предприниматель. Так, на определенный промежуток времени можно забыть о выплатах зарплаты генеральному директору. Применение такой законной лазейки помогает снизить нагрузку по налогам на 6%. Естественно, что необходимо использовать УСН (упрощенная система налогообложения). Некоторые организации, рискуя, передают индивидуальным предпринимателям функции отдела маркетинга, продаж, снабжения и др. В данном случае необходимо очень внимательно изучать судебную практику, которая уже была в России, а также проводить анализ целесообразности своих решений. Все-таки эта схема является одной из самых опасных и непредсказуемых.