Сначала подтвердите получение требования. Затем проверьте ошибки в декларации. Далее ответьте на требование. Если выявили ошибки, которые привели к занижению налога, отправьте уточненную декларацию, а также доплатите налог и пени.
Налогоплательщик должен подтвердить, что получил требование от инспекторов в течение шести рабочих дней с даты отправки требования (п. 5.1 ст. 23 НК). Для этого отправьте в инспекцию электронную квитанцию о приеме требования. Поскольку в программе отчетности по ТКС проверять входящие сообщения от инспекторов нужно ежедневно, дата отправки требования ИФНС и дата его получения плательщиком должны совпасть (п. 7, 11–13 Порядка, утв. приказом ФНС от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168). Нарушение срока, отведенного на отправку квитанции, может обернуться блокировкой банковского счета (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК).
Внимание: инспекторы могут направить требование ошибочно. Например, оно адресовано другому налогоплательщику. Не игнорируйте такое требование и пошлите в инспекцию отказ. Если не отреагировать на ошибочное требование, это также может обернуться блокировкой счета.
Перечень операций, по которым выявлены ошибки, инспекция направит в приложении к требованию. По каждой операции налоговики укажут код возможной ошибки (письме ФНС от 03.12.2018 № ЕД-4-15/23367). Всего бывает девять кодов ошибок. Каким ошибкам присвоены коды, вы узнаете из таблицы. Там же найдете образцы пояснений на требования инспекторов по каждому коду ошибки.
По каждой ошибке проведите проверку соответствующих разделов декларации. Например, если инспекция выявила ошибку с кодом «1», сверьте записи в разделе 8 или 9 с оригиналом счета-фактуры, полученного или выставленного конкретному контрагенту. Проверьте номер и дату счета-фактуры, суммовые показатели, правильность расчета суммы НДС в зависимости от ставки налога и стоимости покупок или продаж. Если по счету-фактуре несколько раз принимали НДС к вычету по частям, проверьте общую сумму НДС, принятую к вычету по всем записям этого счета-фактуры, в том числе с учетом предыдущих кварталов. Также проконтролируйте, корректно ли заполнены реквизиты контрагента. Возможно, в вашей декларации ошибки нет, а неверные реквизиты счета-фактуры указал ваш контрагент.
УФНС по Московской области проанализировало причины некоторых ошибок в письме от 09.12.2016 № 21-26/94330. Вот на что обратили внимание в подмосковном налоговом управлении:
Ошибка | Что учесть при подготовке пояснений |
В разделе 9 «Сведения из книги продаж» продавцы путают коды операций. В частности, при реализации товаров покупателям – плательщикам НДС указывают код операции 26 «Реализация товаров, работ, услуг лицам, не являющимся налогоплательщиками НДС» | Программа АСК НДС не сравнивает счета-фактуры с кодом 26 из книги продаж продавцов со счетами-фактурами, которые покупатели включают в раздел 8 своих деклараций. Считается, что права на вычет по таким счетам-фактурам у покупателей не возникает. В результате появляются расхождения, которые надо пояснять |
В разделе 8 «Сведения из книги покупок» покупатели неправильно указывают стоимость покупок по счету-фактуре. В частности, если НДС принимают к вычету по частям, в графе 15 книги покупок (строка 170 раздела 8 декларации) они отражают только часть стоимости, соответствующую размеру вычета | Программа АСК НДС сравнивает показатели строки 170 раздела 8 со счетами-фактурами. Если в графе 15 книги покупок (строка 170 раздела 8) отражена не полная стоимость покупок, указанная в счете-фактуре в графе 9 по строке «Всего к оплате», программа фиксирует расхождение и требует пояснений |
В разделе 8 «Сведения из книги покупок» импортеры путают операции по ввозу товаров из стран ЕАЭС и из других государств (коды видов операций 19 и 20) | Программа АСК НДС сравнивает коды операций с реквизитами документов, которые подтверждают право на вычет при импорте. Если товары импортируют из стран ЕАЭС, таким документом является заявление о ввозе с регистрационным номером, присвоенным инспекцией. При импорте товаров из других стран используется таможенная декларация. Если реквизиты этих документов искажены, программа фиксирует расхождение и требует пояснений |
На титульных листах правопреемники путают коды места представления деклараций. Подавая декларацию за правопредшественника, указывают код 213 «По месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика» или 214 «По месту нахождения российской организации, не являющейся крупнейшим налогоплательщиком» | Программа АСК НДС идентифицирует такие декларации как представленные «за себя». В результате ранее представленная декларация получает статус «неактуальная», что также требует пояснений |
Если в декларации нет ошибок, направьте пояснения об этом. Если все же вы обнаружили ошибку, порядок действий зависит от того, привела ли эта ошибка к занижению налоговых обязательств.
Вариант 1. Из-за ошибки вы занизили налоговые обязательства. Чтобы ее исправить, сдайте уточненную декларацию. Подавать пояснения не требуется.
Вариант 2. Ошибка не повлияла на сумму налоговых обязательств. В этом случае декларацию можно скорректировать двумя способами: – представить пояснения с верными сведениями; – подать уточненную декларацию.
Совет: ФНС рекомендует одновременно подавать и пояснения, и уточненную декларацию – даже в том случае, когда занижения налоговой базы нет. Разъяснения об этом – в письмах ФНС от 03.12.2018 № ЕД-4-15/23367 и от 06.11.2015 № ЕД-4-15/19395. В то же время это только пожелание, следовать ему не обязательно.
Внимание: по одной и той же декларации ИФНС вправе направить в организацию два требования: первое – по разделам 8 и 8.1, второе – по разделам 9 и 9.1. Пояснения подайте отдельно по каждому требованию. Но если придется пересчитать сумму налога, сдайте одну уточненную декларацию (письмо ФНС от 02.11.2016 № ЕД-4-15/20890).
Иногда ИФНС запрашивает только копию конкретного документа. В этом случае формализованные электронные пояснения не нужны. Отправьте в ИФНС отсканированную копию. Изображение должно быть строго черно-белым с разрешением от 150 до 300 точек на дюйм, без синих печатей на картинке.