Полный перечень операций, облагаемые НДС по ставке 0 процентов, перечислены в пункте 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ. К ним, в частности, относятся:
- реализация товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК);
- реализация товаров, вывезенных в таможенной процедуре реэкспорта. Нулевая ставка применяется при условии, что ранее эти товары были помещены под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, свободной таможенной зоны или свободного склада. Нулевую ставку можно применять и при вывозе продуктов переработки или отходов, которые образовались в процессе переработки (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК);
- реализация товаров, вывезенных на территорию государства – члена ЕАЭС в случаях, которые предусмотрены Договором о ЕАЭС от 29.05.2014. Например, при экспорте товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена налогоплательщиком государства-члена, с территории которого вывезены товары (подп. 1.1 п. 1 ст. 164 НК);
- оказание услуг, связанных с вывозом товаров из России и ввозом товаров в Россию (подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК);
- оказание услуг по транзитной перевозке товаров воздушным транспортом через территорию России (подп. 2.10 п. 1 ст. 164 НК);
- оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения расположены за пределами России (подп. 4 п. 1 ст. 164 НК).
Применение нулевой ставки НДС всегда подразумевает плотное взаимодействие с налоговой. Для подтверждения ставки 0% необходимо после каждой сделки собирать большой перечень документов и отправлять в ИФНС. Наши специалисты имеют большой опыт работы с компаниями, применяющими нулевую ставку НДС и помогут Вам освободиться от всех хлопот с налоговой.
Важно: с 1 января 2018 года от нулевой ставки при реализации товаров на экспорт можно отказаться. То есть применять ставки НДС 18 или 10 процентов. «Обычные» налоговые ставки можно применять и по отдельным работам и услугам, связанным с транспортировкой экспортных товаров. Эти операции перечислены в подпунктах 2.1–2.5, 2.7 и 2.8 пункта 1 статьи 164 НК.
Обратите внимание: такой порядок действует только при экспорте за пределы ЕАЭС. То есть в отношении товаров, которые проходят таможенное оформление, и в отношении услуг, связанных с экспортом таких товаров. Если организация вывозит товары в страны ЕАЭС, отказаться от нулевой ставки НДС она не вправе (п. 7 ст. 164 НК).
Чтобы отказаться от нулевой ставки, в налоговую инспекцию нужно подать заявление. Отказ возможен на срок не менее 12 месяцев в отношении всех экспортных операций, по которым организация решила начислять НДС по ставкам 10 или 18 процентов. Применять нулевую и «обычные» ставки выборочно, например в отношении каких-либо конкретных покупателей, запрещено. Срок подачи заявления об отказе от нулевой ставки – не позднее 1-го числа квартала, с которого экспортер начинает применять «обычные» налоговые ставки (п. 7 ст. 164 НК).
Реализация товаров на экспорт
Нет, нельзя.
Любые ставки НДС (в т. ч. ставка 0 процентов) применяются для расчета суммы налога при реализации товаров, подлежащих налогообложению. Если организация реализует товары, освобожденные от налогообложения, НДС не начисляется. Следовательно, в таких случаях оснований для расчета НДС по каким бы то ни было налоговым ставкам нет.
Освобождение от налогообложения, предусмотренное статьей 149 Налогового кодекса РФ, применяется независимо от того, куда были реализованы товары – на экспорт или внутри России. Поэтому при экспорте товаров, освобожденных от налогообложения, ставку НДС 0 процентов не используйте.
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 15 июля 2011 г. № 03-07-08/220, от 2 февраля 2011 г. № 03-07-08/32, от 27 мая 2008 г. № 03-07-08/127, от 10 апреля 2008 г. № 03-07-07/42. Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 17 мая 2012 г. № А56-35175/2011, Северо-Кавказского округа от 3 мая 2012 г. № А53-8871/2011). А в постановлении от 24 июня 2008 г. № А14-5018-2007227/34 ФАС Центрального округа, рассматривая аналогичную ситуацию, указал, что применение нулевой ставки НДС при совершении операций, освобожденных от налогообложения по статье 149 Налогового кодекса РФ, возможно только в том случае, если организация официально отказалась от использования льготы.
Исключение составляют операции по реализации товаров в страны – участницы Таможенного союза. При осуществлении таких операций ставка НДС 0 процентов применяется в том числе и отношении товаров, реализация которых в России освобождена от налогообложения. Это следует из положений пункта 3 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе и письма Минфина России от 5 октября 2010 г. № 03-07-08/277. В таком же порядке следует начислять НДС и при экспорте товаров в страны СНГ, с которыми заключены межправительственные соглашения, предусматривающие применение нулевых налоговых ставок.
Нет, нельзя.
Операции, которые облагаются НДС по ставке 0 процентов, перечислены в пункте 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ. К ним, в частности, относятся операции по реализации товаров, вывезенных из России в соответствии с таможенной процедурой экспорта (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ). При этом применение нулевой налоговой ставки нужно обосновать.
Экспорт в страны – участницы Таможенного союза
Чтобы обосновать применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров в страны – участницы Таможенного союза, российская организация, в частности, должна собрать пакет документов, указанных в пункте 4 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе.
Одним из обязательных документов, который нужно представить в налоговую инспекцию, является заявление покупателя о ввозе товаров с отметкой налоговой инспекции страны-импортера. Частные лица такие заявления не подают. Следовательно, у организации-экспортера такого документа не будет, а значит, она не сможет обосновать право на применение нулевой ставки НДС.
Чтобы обосновать применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров в другие страны, экспортер должен собрать пакет документов, указанных в статье 165 Налогового кодекса РФ. Одним из обязательных документов, который нужно представить в налоговую инспекцию, является контракт на поставку экспортируемых товаров. При передаче товаров покупателю для личных целей контракты на поставку не оформляются. Следовательно, у организации-экспортера такого документа не будет, а значит, и в этом случае она не сможет обосновать применение нулевой налоговой ставки.
Поскольку право на нулевую ставку НДС не подтверждено, применять нормы подпункта 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ при реализации иностранным гражданам товаров для личного пользования нельзя.
В связи с этим при реализации на экспорт таких товаров:
- нужно начислять НДС по ставке 18 либо 10 процентов, если экспортируются товары, реализация которых в России облагается НДС (п. 2 и 3 ст. 164 НК РФ);
- не начислять НДС, если экспортируются товары, реализация которых в России освобождена от налогообложения.
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 14 июня 2013 г. № 03-07-14/22219, от 25 января 2012 г. № 03-07-13/01-03.
Да, может.
Реализация товаров облагается НДС (в т. ч. по ставке 0%), если местом реализации признается территория России (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). При этом под реализацией подразумевается переход права собственности на товары от продавца к покупателю (п. 1 ст. 39 НК РФ).
Для целей обложения НДС товары считаются реализованными в России, если выполнено хотя бы одно из следующих условий:
- товар находится в России и при реализации не перемещается;
- товар находится в России в момент начала отгрузки (транспортировки).
Такой порядок установлен статьей 147 Налогового кодекса РФ.
При передаче товаров на консигнационный склад право собственности на них от продавца (консигнанта) к посреднику (консигнатору) не переходит. Однако именно в этот момент начинается перемещение (транспортировка) товаров, предназначенных для продажи покупателям иностранного государства. Продавец передает право собственности на товары, когда покупатель приобретает их с консигнационного склада. Несмотря на то что сам склад расположен за границей, в рассматриваемой ситуации местом реализации товара признается территория России. Такая операция является объектом обложения НДС, следовательно, к ней может быть применена налоговая ставка 0 процентов. Независимо от того, что на момент начала отгрузки (транспортировки) товаров договор купли-продажи с покупателем не был заключен.
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 15 июня 2011 г. № 03-07-08/189 и от 25 апреля 2008 г. № 03-07-08/99. Арбитражная практика подтверждает правомерность такого подхода (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 28 июня 2007 г. № Ф04-3078/2007(34280-А46-37), от 5 июня 2006 г. № Ф04-3343/2006(23299-А03-14), Волго-Вятского округа от 31 октября 2006 г. № А43-7918/2006-35-214, Северо-Западного округа от 3 июня 2008 г. № А56-36054/2007, от 26 мая 2008 г. № А56-12544/2007, от 14 апреля 2008 г. № А56-17114/2007, от 21 января 2008 г. № А56-1346/2007, от 4 июля 2007 г. № А56-48355/2006).
Как правило, при вывозе на консигнационный склад товары помещаются под таможенную процедуру временного вывоза (ст. 285 Таможенного кодекса Таможенного союза). Дело в том, что владельцы консигнационных складов не соглашаются на заключение сделок купли-продажи из-за рисков дальнейшей реализации товаров покупателям. Однако ставку НДС 0 процентов можно применять только в отношении товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта или помещенных под режим свободной таможенной зоны (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ).
Поэтому после вывоза товаров с консигнационного склада измените процедуру временного вывоза на таможенную процедуру экспорта. Такая возможность предусмотрена статьей 289 Таможенного кодекса Таможенного союза. После смены таможенной процедуры организация сможет воспользоваться нулевой налоговой ставкой. При этом, если таможенная стоимость товаров, заявленная в таможенной декларации при их вывозе из России, отличается от стоимости, по которой они были реализованы, ставка НДС 0 процентов применяется в отношении стоимости, указанной в контракте с иностранным покупателем. Об этом сказано в письмах Минфина России от 6 апреля 2015 г. № 03-07-08/19156 и от 1 сентября 2010 г. № 03-07-08/253.
Правомерность применения нулевой ставки НДС при реализации товаров, ранее вывезенных из России, подтверждена пунктом 3 Обзора судебных актов Конституционного суда РФ и Верховного суда РФ. Письмом от 24 декабря 2015 г. № СА-4-7/22683 ФНС России направила этот обзор в налоговые инспекции для использования в работе.
Отметим, что ранее представители налоговой службы придерживались другой позиции. В письмах от 12 августа 2011 г. № АС-4-3/13134 и от 9 августа 2006 г. № ШТ-6-03/786 говорилось, что если на момент перехода права собственности к покупателю товар находится в другом государстве, продавец не вправе применять нулевую ставку НДС. Однако с выходом нового письма ФНС России прежние разъяснения утратили актуальность. Таким образом, даже если товар помещен под таможенную процедуру экспорта после его реализации с консигнационного склада, такая операция облагается НДС по ставке 0 процентов.
Нет, нельзя.
Реализация товаров, вывозимых с территории России в режиме реэкспорта, в пункте 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ не поименована. Следовательно, применить ставку НДС 0 процентов при вывозе товара в режиме реэкспорта нельзя.
При вывозе из России товаров в таможенной процедуре реэкспорта НДС не уплачивается. Поскольку в рассматриваемой ситуации из России вывозятся товары, которые были ввезены для выпуска в свободное обращение, суммы НДС, ранее уплаченные на таможне и принятые организацией к вычету, нужно восстановить (п. 3 ст. 170 НК РФ). Эти суммы могут быть возвращены организации в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ. Это следует из положений подпункта 2 пункта 2 статьи 151 Налогового кодекса РФ и статьи 301 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Нет, нельзя.
Порядок применения ставки НДС 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг) для использования дипломатическими (приравненными к ним) представительствами иностранных государств, а также сотрудниками этих представительств (включая проживающих вместе с ними членов семьи) регулируется Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. № 1033 (подп. 7 п. 1 ст. 164 НК РФ).
В рассматриваемой ситуации применение ставки НДС 0 процентов означает, что дипломатические (приравненные к ним) представительства, а также сотрудники этих представительств (включая проживающих вместе с ними членов семьи) имеют право на возврат из российского бюджета сумм налога, уплаченного российским организациям при приобретении у них товаров (работ, услуг) (п. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. № 1033). При этом российские организации, поставляющие товары (выполняющие работы, оказывающие услуги) иностранным представительствам, предъявляют им НДС по ставке 18 (10) процентов или делают в счетах-фактурах отметку «Без налога (НДС)». Последний вариант возможен, если организация освобождена от уплаты НДС по статье 145 Налогового кодекса РФ или если реализация определенных товаров (работ, услуг) не облагается этим налогом (п. 7 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. № 1033).
Чтобы вернуть уплаченный НДС, представительства иностранных государств должны обратиться в налоговую инспекцию и подать при этом необходимые документы. Порядок оформления этих документов, их состав (в зависимости от условий приобретения товаров (работ, услуг) и от формы расчетов с российскими организациями), а также сроки подачи определены в пунктах 8–16 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2000 г. № 1033.
Нет, нельзя.
Продавая товары, работы или услуги организаторам мирового чемпионата по футболу 2018 года, НДС нужно начислять в общем порядке – по ставке 18 или 10 процентов, в зависимости от вида продукции. При этом покупатели имеют право на возврат НДС, который они заплатили российским продавцам товаров (работ, услуг). В число таких покупателей входят:
- международная федерация футбола (FIFA);
- дочерние организации FIFA;
- конфедерации;
- организационный комитет «Россия-2018»;
- дочерние организации Организационного комитета «Россия-2018»;
- национальные футбольные ассоциации;
- Российский футбольный союз;
- производители медиаинформации FIFA;
- поставщики товаров (работ, услуг) FIFA, указанных в Законе от 7 июня 2013 г. № 108-ФЗ.
Такой порядок предусмотрен подпунктом 13 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ.
Правила применения нулевой ставки при реализации товаров (работ, услуг) организациям, которые участвуют в подготовке и проведении чемпионата мира по футболу (в т. ч. возврата уплаченных сумм налога), утверждены постановлением Правительства РФ от 3 августа 2015 г. № 784. Пунктом 4 этих Правил установлено, что для возмещения НДС названные категории покупателей должны подать в налоговую инспекцию заявление. Рекомендованная форма заявления приведена в письме ФНС России от 14 марта 2016 г. № СД-4-3/4095. К заявлению нужно приложить документы, перечисленные в пункте 5 Правил. Особенности оформления и подачи документов указаны в пунктах 6–11 тех же Правил.
Отметим, что правила введены в действие задним числом – с 1 октября 2013 года (п. 2 постановления Правительства РФ от 3 августа 2015 г. № 784). Это означает, что организации, участвующие в подготовке к проведению чемпионата, могут вернуть НДС, уплаченный российским поставщикам, начиная с этой даты.
А российских поставщиков (исполнителей) все эти правила не касаются. При реализации товаров (работ, услуг) они должны предъявлять НДС по ставке 18 (10) процентов или составлять счета-фактуры с отметкой «Без налога (НДС)». Последний вариант возможен, если организация освобождена от уплаты НДС по статье 145 Налогового кодекса РФ или если реализуемые товары (работы, услуги) не облагаются таким налогом (п. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 3 августа 2015 г. № 784).
Да, можно, если на экспорт поставляется готовая техническая документация, приобретенная для перепродажи у третьих лиц.
Налоговая ставка НДС 0 процентов применяется при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта или помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны (п. 1 ст. 164 НК РФ). Товаром в целях налогообложения признается любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ). Имуществом, в свою очередь, признаются любые вещи, включая деньги и ценные бумаги (п. 2 ст. 38 НК РФ, ст. 128 ГК РФ).
Техническая документация может быть:
- неотъемлемой частью комплекта поставки (например, при экспорте оборудования, которое нельзя эксплуатировать без соответствующих инструкций);
- самостоятельным объектом реализации (например, если организация продает на экспорт документацию, приобретенную (созданную) в России по заданию иностранного заказчика или без предварительного заказа).
В первом случае техническая документация входит в комплект поставки. Поэтому ее стоимость отдельно не оплачивается (п. 2 ст. 456 ГК РФ) и самостоятельным объектом реализации документация не признается. Следовательно, при экспорте товаров с комплектом технической документации применяются обычные правила начисления и возмещения НДС. Эти правила действуют независимо от того, какой товар реализуется на экспорт:
- приобретенный для перепродажи (в комплекте с технической документацией);
- изготовленный по заказу иностранной организации с приложением технической документации, без которой товар не может быть использован по назначению.
В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого подхода (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 9 июня 2006 г. № А56-22282/2005).
Во втором случае возможны два варианта:
- на экспорт поставляется готовая техническая документация, приобретенная для перепродажи у третьих лиц;
- на экспорт поставляется техническая документация, самостоятельно разработанная российской организацией по заказу иностранного контрагента.
Если техническая документация была приобретена у третьих лиц и экспортер не имеет на нее исключительных прав, продажа документации на экспорт признается реализацией товара. При таком варианте экспортер вправе применить ставку НДС 0 процентов на общих основаниях (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 4 ноября 2004 г. № 03-04-08/106. Арбитражная практика подтверждает такой вывод (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 11 мая 2010 г. № 17933/09, ФАС Северо-Западного округа от 25 сентября 2009 г. № А56-22914/2008, от 23 сентября 2009 г. № А56-12932/2008, от 17 июля 2007 г. № А56-33552/2006, от 22 февраля 2007 г. № А56-35751/2005, Западно-Сибирского округа от 28 января 2004 г. № Ф04/409-1695/А03-2003).
Если же экспортер является разработчиком технической документации, то ее комплект следует рассматривать как вещественное оформление результатов выполненных работ. Передача технической документации иностранному контрагенту в этом случае признается реализацией работ (услуг), на которую положения подпункта 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ не распространяются. Такие операции облагаются НДС, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории России (подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ). Поскольку в рассматриваемой ситуации покупателем является иностранная организация, эти работы (услуги) не являются объектом обложения НДС. Следовательно, нулевая налоговая ставка в этом случае не применяется. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 4 ноября 2004 г. № 03-04-08/106. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих такую позицию (см., например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 9 января 2008 г. № А43-10250/2007-44-31, Уральского округа от 8 февраля 2006 г. № Ф09-189/06-С2, от 23 августа 2005 г. № Ф09-3634/05-С2).
Применение ставки НДС 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг) международным организациям (представительствам международных организаций), действующим на территории России, возможно при соблюдении следующих условий:
- освобождение от налогообложения (применение ставки НДС 0%) предусмотрено международным договором;
- товары (работы, услуги) реализуются международной организации (ее представительству) для официального использования;
- международная организация (ее представительство) включена в перечень, утвержденный совместным приказом от 24 марта 2014 г. МИД России № 3913, Минфина России № 19н.
Такой порядок следует из положений статьи 7, подпункта 11 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ и пункта 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 июля 2006 г. № 455.
При реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) международным организациям (их представительствам) российская организация должна выставить счет-фактуру с указанием ставки НДС 0 процентов, а также с пометкой «Для официальных нужд международной организации». Однако предъявление такого счета-фактуры возможно только при наличии следующих документов:
- договора с международной организацией (ее представительством) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для официального использования (со спецификацией товаров (работ, услуг) и указанием их стоимости);
- письма международной организации (ее представительства), подтверждающего официальный характер использования реализуемых товаров (работ, услуг). Это письмо должно быть подписано главой международной организации или ее представительства (иным уполномоченным лицом) и заверено печатью. В письме должны быть указаны наименование и ИНН российской организации – поставщика товаров (исполнителя работ, услуг).
Если на дату реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) у российской организации не будет этих документов, начислить НДС нужно по ставке 18 (10) процентов.
При наличии подтверждающих документов представьте их в налоговую инспекцию, чтобы обосновать правомерность применения ставки НДС 0 процентов. Дополнительно к ним нужно приложить копию платежного документа (приходного кассового ордера), подтверждающего фактическую оплату международной организацией (ее представительством) реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
Такой порядок установлен пунктами 3 и 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 июля 2006 г. № 455. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 25 июля 2008 г. № 03-07-08/186, от 15 января 2008 г. № 03-07-07/02, от 21 декабря 2007 г. № 03-07-07/44, от 14 августа 2007 г. № 03-07-03/105.
Весь пакет документов подайте в налоговую инспекцию вместе с декларацией по НДС (ее форма утверждена приказом Минфина России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558) за тот период, в котором российская организация реализовала товары (работы, услуги) международной организации (ее представительству). Налоговую базу по этим операциям укажите по строкам 020 раздела 4 декларации по каждому коду операции (п. 41.2 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558).
Следует отметить, что в некоторых случаях применение ставки НДС 0 процентов неправомерно. Например, если российская организация оказывает международной организации (ее представительству) услуги по аренде помещений в рамках договоров, согласно которым арендная плата не включает в себя стоимость коммунальных услуг, потребленных арендатором. Если международная организация (ее представительство) компенсирует арендодателю стоимость этих услуг, то начислять НДС (в т. ч. и по ставке 0 процентов) арендодатель не вправе. Для него как для абонента такая операция не является объектом обложения НДС (письма Минфина России от 3 марта 2006 г. № 03-04-15/52, УФНС России по г. Москве от 18 декабря 2007 г. № 19-11/120973). Если международная организация (ее представительство) возмещает стоимость коммунальных услуг в составе арендной платы, то арендодатель вправе применить ставку НДС 0 процентов при соблюдении условий, установленных постановлением Правительства РФ от 22 июля 2006 г. № 455.
Входной НДС по расходам, связанным с реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг) международным организациям (их представительствам), российская организация может принять к вычету (ст. 171, 172, 176 НК РФ, п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 июля 2006 г. № 455).
Не обязательно вникать в тонкости применения нулевой ставки НДС. Вы можете за совсем небольшую стоимость делегировать свою бухгалтерию нашей организации и забыть про все проблемы с налоговой.
Свободные таможенные зоны
Помимо поставки товаров на экспорт (в другие государства), нулевую ставку НДС можно применять и при реализации товаров в соответствии с процедурой свободной таможенной зоны. Суть этой процедуры состоит в следующем. Покупатели – резиденты свободных таможенных зон – освобождаются от уплаты таможенных пошлин и налогов при ввозе товаров на эти территории. А продавцы (резиденты других регионов России) освобождаются от уплаты вывозных таможенных пошлин и начисляют НДС по нулевой ставке.
Важное условие: льготные таможенный и налоговый режимы действуют только при условии, что ввозимые товары размещаются и используются непосредственно в свободной экономической зоне.
Такой порядок следует из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, статьи 37 Закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ, статьи 10 Соглашения о СЭЗ.
Да, можно. Но при соблюдении следующих условий:
– на территории особой экономической зоны создана свободная таможенная зона;
– реализуемые товары подпадают под процедуру свободной таможенной зоны.
Поясним. По общему правилу реализация товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, облагается НДС по ставке 0 процентов (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Но чтобы убедиться в том, можно ли применять это правило, нужно знать:
– действует ли режим свободной таможенной зоны в особой экономической зоне, резидентом которой является ваш покупатель;
– распространяется ли льготный порядок налогообложения на товары, которые реализует ваша организация.
Это следует из положений пункта 1 статьи 2 Закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ и подпункта 1 пункта 1 статьи 1 Соглашения о СЭЗ.
Дело в том, что не все товары, которые поставляются на территории свободных таможенных зон, облагаются НДС по нулевой ставке.
Во-первых, льготный порядок налогообложения зависит от характера использования поставленных товаров (он должен быть прописан в условиях контракта). В частности, нулевую ставку можно применять при реализации товаров, предназначенных:
– для размещения и (или) использования резидентами на территории СЭЗ;
– для размещения на территории портовой или логистической СЭЗ по договорам хранения или складирования, заключенным между нерезидентами и резидентами СЭЗ.
Об этом сказано в пункте 1 статьи 11 Соглашения о СЭЗ.
А во-вторых, существуют группы товаров, которые в принципе не могут быть помещены под процедуру свободной таможенной зоны. Общий перечень таких товаров определен в пункте 5 статьи 9 Соглашения о СЭЗ. Постановлением от 25 октября 2012 г. № 1096 Правительство РФ конкретизировало этот перечень и установило номенклатуру товаров, которые не подпадают под процедуру свободной экономической зоны на территории России. Например, запрещено помещать под процедуру свободной таможенной зоны товары, ввезенные на территорию особых экономических зон Калининградской и Магаданской областей, если они произведены на территории Таможенного союза (подп. 5 п. 5 ст. 9 Соглашения о СЭЗ). При реализации таких товаров начисляйте НДС по ставке 18 или 10 процентов (п. 2 и 3 ст. 164 НК РФ).
Чтобы подтвердить право на нулевую налоговую ставку, продавец должен представить в налоговую инспекцию пакет документов, указанных в подпункте 5 пункта 1 статьи 165 Налогового кодекса РФ:
– контракт (копию контракта), заключенный с резидентом особой экономической зоны или с участником свободной экономической зоны;
– копию свидетельства о регистрации лица в качестве резидента особой экономической зоны (или копию свидетельства о включении участника в реестр участников свободной экономической зоны);
– таможенную декларацию (ее копию) с отметками таможни.
Это следует из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ.
Услуги, связанные с вывозом товаров
К услугам, связанным с вывозом товаров из России (в т. ч. на экспорт), относятся:
1. Услуги по международной перевозке товаров.
В данную категорию услуг включаются:
а) перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт назначения товаров расположен за пределами территории России (подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ);
б) услуги по предоставлению принадлежащего на праве собственности или аренды (в т. ч. лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления:
- международных перевозок;
- перевозок или транспортировки железнодорожным транспортом товаров, перемещаемых через территорию России с территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза (в т. ч. через территорию государства – члена Таможенного союза), на территорию другого иностранного государства (в т. ч. являющегося членом Таможенного союза);
- перевозок или транспортировки железнодорожным транспортом товаров, перемещаемых через территорию России с территории государства – члена Таможенного союза на территорию другого иностранного государства (в т. ч. являющегося членом Таможенного союза).
Это следует из подпунктов 2.1, 3.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ.
в) транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации:
- международной перевозки;
- перевозки или транспортировки железнодорожным транспортом товаров, перемещаемых через территорию России с территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза (в т. ч. через территорию государства – члена Таможенного союза), на территорию другого иностранного государства (в т. ч. являющегося членом Таможенного союза);
- перевозки или транспортировки железнодорожным транспортом товаров, перемещаемых через территорию России с территории государства – члена Таможенного союза на территорию другого иностранного государства (в т. ч. являющегося членом Таможенного союза);
г) работы (услуги) по перевозке или транспортировке за границу углеводородного сырья, добытого либо на континентальном шельфе России, либо в исключительной экономической зоне России, либо в российской части дна Каспийского моря.
Это следует из подпунктов 2.1, 3.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ.
В данную категорию услуг не включаются услуги российских перевозчиков на железнодорожном транспорте, перечисленные в подпункте 9 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, которые также облагаются НДС по нулевой ставке.
Нулевая ставка НДС применяется при одновременном выполнении следующих условий:
- исполнитель не относится к российским перевозчикам на железнодорожном транспорте;
- между заказчиком и исполнителем услуг заключен договор транспортной экспедиции, оформленный в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ. Если исполнитель оказывает услуги на основании иного договора, их реализация облагается НДС по ставке 18 процентов. Исключение составляют соисполнители, которых экспедиторы привлекают для оказания услуг по международной перевозке;
- транспортно-экспедиционные услуги оказаны исполнителями (в т. ч. привлекающими для оказания услуг третьих лиц), которые участвуют в организации международных перевозок морскими и речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами;
- оказание транспортно-экспедиционных услуг связано с перемещением груза между пунктами отправления и назначения, один из которых расположен за пределами России (в т. ч. если на отдельных этапах международной перевозки товары перемещаются только по территории России).
Такой порядок следует из положений подпунктов 2.1, 9, 9.1 пункта 1 и пункта 3 статьи 164 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 7 ноября 2014 г. № 03-07-08/56243, от 14 февраля 2012 г. № 03-07-08/37, от 22 декабря 2011 г. № 03-07-08/361, ФНС России от 20 марта 2012 г. № ЕД-4-3/4588.
Перечень транспортно-экспедиционных услуг, при оказании которых российские организации вправе применять ставку НДС в размере 0 процентов, включает в себя:
- участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров;
- оформление документов;
- прием и выдачу грузов;
- завоз-вывоз грузов;
- погрузочно-разгрузочные и складские услуги;
- информационные услуги;
- подготовку и дополнительное оборудование транспортных средств;
- услуги по организации страхования грузов;
- услуги по организации платежно-финансовых услуг;
- услуги по организации таможенного оформления грузов и транспортных средств;
- разработку и согласование технических условий погрузки и крепления грузов;
- розыск груза после истечения срока доставки;
- контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования;
- перемаркировку грузов;
- обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей;
- обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях экспедитора.
Следует отметить, что в перечне, приведенном в абзаце 5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, указана лишь укрупненная номенклатура транспортно-экспедиционных услуг. Конкретные виды услуг, из которых состоят позиции этой номенклатуры, в перечне не поименованы. Чтобы определить, в отношении каких именно услуг организация может применять нулевую ставку НДС, следует руководствоваться классификацией национального стандарта «Услуги транспортно-экспедиторские» ГОСТ Р 52298-2004, утвержденного приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2004 г. № 148-ст. В этом стандарте расшифрована каждая группа подобных услуг.
Например, группа «Услуги по оформлению документов, приему и выдаче грузов» включает в себя:
- оформление товаросопроводительной, товаротранспортной, фитосанитарной, карантинной, консульской и т. п. документации и комплекта перевозочных документов;
- оформление переадресовки грузов;
- оформление коммерческих актов о недостаче, излишках, порче, повреждениях и утрате груза и тары;
- предъявление грузов к перевозке в местах общего и необщего пользования на станциях (в портах) отправления;
- выдачу грузов на станциях (в портах) назначения.
Таким образом, при оценке права на применение нулевой ставки НДС в отношении оказанных транспортно-экспедиционных услуг организация должна учитывать как требования абзаца 5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, так и классификацию стандарта ГОСТ Р 52298-2004. Если в рамках договора транспортной экспедиции организация оказывает дополнительные услуги, то в отношении этих услуг нулевую ставку НДС можно применить только в том случае, если это предусмотрено другими нормами пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ. В противном случае при реализации дополнительных услуг НДС нужно начислять по ставке 18 процентов (п. 3 ст. 164 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 31 мая 2011 г. № ЕД-4-3/8634.
Да, можно, если есть документы, подтверждающие факт международной перевозки.
Транспортно-экспедиционные (и приравненные к ним) услуги, перечисленные в подпункте 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, облагаются НДС по ставке 0 процентов. Это правило действует и в том случае, если организатор перевозки (экспедитор), заключивший договор транспортной экспедиции с экспортером или импортером, привлекает для оказания услуг третьих лиц (субисполнителей).
Форма договора между экспедитором и субисполнителем не важна. Например, это может быть договор перевозки или договор возмездного оказания услуг. Количество субисполнителей, привлеченных для международной перевозки товаров, тоже значения не имеет. Например, если на одном этапе маршрута экспортируемые товары перемещаются воздушным транспортом, а на другом – автомобильным транспортом, право на применение нулевой ставки НДС имеют оба перевозчика. Право на нулевую ставку НДС сохраняется и в тех случаях, когда начальные и конечные точки определенных этапов транспортировки находятся в России. Главное, чтобы эти этапы входили в общий маршрут международной перевозки экспортируемых или импортируемых товаров.
Для подтверждения права на нулевую ставку НДС субисполнители, привлеченные для оказания услуг по международной перевозке товаров, должны представить в налоговую инспекцию:
– договор (копию договора), заключенный с иностранным или российским заказчиком услуг по международной перевозке. Если заказчик не является экспортером или импортером, дополнительно понадобится копия договора, заключенного между ним и экспортером (импортером);
– копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы России (ввоз товаров в Россию), с учетом особенностей, установленных подпунктом 3 пункта 3.1 статьи 165 Налогового кодекса РФ.
Правомерность такого подхода подтверждается пунктом 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. № 33 и окружной арбитражной практикой (см., например, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 августа 2014 г. № А32-26468/2013). Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 7 ноября 2014 г. № 03-07-08/56243 и от 17 октября 2014 г. № 03-07-08/52436.
2. Работы (услуги), выполняемые (оказываемые) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов по транспортировке, перевалке и (или) перегрузке нефти и нефтепродуктов, вывозимых за пределы России (в т. ч. на территорию стран – участниц Таможенного союза), а также помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита (подп. 2.2 п. 1 ст. 164 НК РФ).
3. Услуги по организации транспортировки трубопроводным транспортом природного газа, вывозимого за пределы территории России (в т. ч. помещенного под таможенную процедуру таможенного транзита) (подп. 2.3 п. 1 ст. 164 НК РФ).
4. Услуги по передаче электроэнергии из электрической системы России в электрические системы иностранных государств (подп. 2.4 п. 1 ст. 164 НК РФ).
5. Работы (услуги), выполняемые (оказываемые) российскими организациями (за исключением организаций трубопроводного транспорта) в морских, речных портах по перевалке и хранению товаров (подп. 2.5 п. 1 ст. 164 НК РФ).
Ответ на этот вопрос не зависит от наличия у организации информации о характере дальнейшей реализации хранимых товаров.
Порядок применения нулевой ставки НДС установлен статьей 164 Налогового кодекса РФ. В соответствии с этой статьей по ставке НДС 0 процентов облагаются:
- услуги по хранению товаров, которые перемещаются через границу России, если такие услуги оказываются организацией в морских или речных портах (подп. 2.5 п. 1 ст. 164 НК РФ);
- услуги по хранению грузов в складских помещениях экспедитора, если такие услуги оказываются в рамках транспортно-экспедиционных услуг при организации международных перевозок товаров на основании договора транспортной экспедиции (подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).
Если названные условия применения нулевой ставки НДС не выполняются, при оказании услуг по хранению товаров налог нужно начислять по ставке 18 процентов (п. 3 ст. 164 НК РФ).
Возможность применения нулевой ставки НДС при оказании услуг по хранению товаров не зависит от помещения этих товаров под определенную таможенную процедуру на дату оказания услуг (подп. 2.1, 2.5 п. 1 ст. 164 НК РФ). Чтобы применить ставку НДС 0 процентов при реализации услуг, организация должна представить в налоговую инспекцию следующий пакет документов:
- контракт (копию контракта);
- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками соответствующих таможенных органов.
Такой порядок предусмотрен пунктами 3.1 и 3.5 статьи 165 Налогового кодекса РФ.
Моментом определения налоговой базы при реализации услуг, облагаемых НДС по нулевой ставке, является последнее число квартала, в котором собран полный пакет перечисленных документов (п. 9 ст. 167 НК РФ). Однако в счете-фактуре, предъявляемом заказчику услуг, ставку НДС в размере 0 процентов нужно указать независимо от наличия на момент выписки счета-фактуры документов, обосновывающих правомерность применения данной ставки (письмо Минфина России от 17 июня 2009 г. № 03-07-08/134). Отказаться от применения нулевой ставки по НДС организация не вправе (письмо ФНС России от 13 января 2006 г. № ММ-6-03/18, определение Конституционного суда РФ от 5 марта 2009 г. № 468-О-О, постановления Президиума ВАС РФ от 25 февраля 2009 г. № 13893/08, от 20 ноября 2007 г. № 7205/07, определения ВАС РФ от 16 июня 2010 г. № ВАС-13202/09, от 22 сентября 2010 г. № ВАС-12455/09, от 11 января 2010 г. № ВАС-17394/09, постановления ФАС Московского округа от 21 марта 2011 г. № КА-А40/1292-11, от 21 марта 2011 г. № КА-А40/1475-11-2, от 30 июня 2010 г. № КГ-А40/6211-10-П, от 28 декабря 2009 г. № КА-А40/14362-09, от 7 сентября 2009 г. № КГ-А40/8344-09-П-Б, Дальневосточного округа от 25 апреля 2011 г. № Ф03-1504/2011, Поволжского округа от 21 июля 2010 г. № А55-31726/2009).
Подтверждать право на применение ставки НДС 0 процентов по внешнеторговым операциям в рамках Таможенного союза нужно в особом порядке (ст. 72 договора о Евразийском экономическом союзе, приложение 18 к договору о Евразийском экономическом союзе).
6. Услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров, а также транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на территории России российскими организациями и предпринимателями при вывозе экспортируемых товаров или продуктов переработки (подп. 2.7 п. 1 ст. 164 НК РФ).
7. Работы (услуги), выполняемые (оказываемые) организациями внутреннего водного транспорта, в отношении товаров, вывозимых в таможенной процедуре экспорта при перевозке (транспортировке) товаров в пределах территории России (подп. 2.8 п. 1 ст. 164 НК РФ).
Да, можно.
Организация – плательщик НДС имеет право на вычет входного налога, который был ей предъявлен при приобретении товаров (работ, услуг), предназначенных для использования в операциях, облагаемых НДС (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ). Это правило распространяется не только на операции, которые облагаются НДС по ставке 18 или 10 процентов, но и на операции, налогообложение которых производится по нулевой ставке.
В рассматриваемой ситуации организация реализовала иностранному покупателю горючее, то есть припасы, необходимые для нормальной эксплуатации морского судна, отплывающего из российского порта. Такая операция облагается НДС по нулевой ставке (подп. 8 п. 1 ст. 164 НК РФ). Для доставки горючего к борту судна и для заливки горючего в топливный бак организация – продавец припасов привлекла другую российскую организацию (перевозчика), которая оказала ей соответствующие услуги. Услуги по доставке топлива и по заправке судна непосредственно связаны с реализацией припасов, то есть приобретены для использования в операции, облагаемой НДС. В связи с этим организация, которая воспользовалась такими услугами, имеет право на вычет предъявленного ей входного налога.
Услуги же по доставке топлива и по заправке судна, оказанные российской организацией в российском морском порту, облагаются НДС по ставке 18 процентов. Оснований для применения нулевой ставки НДС, предусмотренной подпунктом 2.8 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, в рассматриваемой ситуации нет. Эта норма применяется лишь в тех случаях, когда услуги по перевозке оказываются в отношении товаров, вывозимых из России в таможенной процедуре экспорта. А припасы, которыми заправляются морские суда, участвующие в международных перевозках, вывозятся из России без помещения под таможенные процедуры (п. 2 ст. 364 Таможенного кодекса Таможенного союза).
Оснований для применения льготы, предусмотренной подпунктом 23 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ, тоже нет. Эта норма освобождает от налогообложения работы по ремонту и обслуживанию судов в портах, включая услуги по бункеровке судов топливом (письмо Минфина России от 18 мая 2012 г. № 03-07-07/52). Однако воспользоваться данной льготой можно только в том случае, если организация оказывает такие услуги непосредственно владельцу судна. То есть если она является исполнителем по договору, заключенному с компанией, которой принадлежит корабль. В рассматриваемой ситуации такие отношения не возникают. Фактически российской организации – продавцу припасов на территории России были оказаны транспортные услуги по договору перевозки (ст. 785 ГК РФ). Перевозчик доставил груз (топливо), принадлежащий продавцу припасов, и передал этот груз получателю. В таких условиях квалифицировать действия перевозчика как обслуживание иностранного судна в порту нельзя.
Поэтому, приобретая услуги организации-перевозчика, организация – продавец припасов должна уплатить НДС по ставке 18 процентов. Правомерность такого вывода подтверждается письмами Минфина России от 8 февраля 2012 г. № 03-07-08/32 и от 29 марта 2011 г. № 03-07-08/90. Предъявленную перевозчиком сумму налога можно принять к вычету при подтверждении права на нулевую ставку НДС в общем порядке.
8. Работы (услуги), непосредственно связанные с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита при перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия на территорию России до таможенного органа в месте убытия с территории России (подп. 3 п. 1 ст. 164 НК РФ).
9. Работы (услуги) по перевозке товаров, вывозимых из России морскими судами и судами смешанного (река-море) плавания, на основании договоров фрахтования судна на время (тайм-чартер) (подп. 12 п. 1 ст. 164 НК РФ).
10. Услуги по транспортировке экспортируемых за пределы России товаров, оказанные российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте (подп. 9 п. 1 ст. 164 НК РФ).
Услуги, связанные с ввозом товаров
К услугам, связанным с ввозом товаров в Россию, относятся:
1. Услуги по международной перевозке товаров.
В данную категорию услуг включаются:
- перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления товаров расположен за пределами территории России (подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ);
- перевозок железнодорожным транспортом от места прибытия товаров на территорию России (от портов или пограничных станций, расположенных на территории России) до станции назначения товаров, расположенной на территории России;услуги по предоставлению принадлежащего на праве собственности или аренды (в т. ч. лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок (подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ);
- транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки (подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).
2. Услуги по организации транспортировки (транспортировке) трубопроводным транспортом природного газа, ввозимого на территорию России для переработки (в т. ч. помещенного под таможенную процедуру таможенного транзита) (подп. 2.3 п. 1 ст. 164 НК РФ).
3. Работы (услуги), выполняемые (оказываемые) российскими организациями (за исключением организаций трубопроводного транспорта) в морских, речных портах по перевалке и хранению товаров (подп. 2.5 п. 1 ст. 164 НК РФ).
4. Работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории (подп. 2.6 п. 1 ст. 164 НК РФ). Применять нулевую ставку можно только в том случае, если работы (услуги) выполняет организация, имеющая разрешение на переработку от таможни. Если такого разрешения нет, НДС со стоимости переработки придется заплатить по ставке 18 процентов (письмо Минфина России от 18 июля 2014 г. № 03-07-08/35365).
5. Работы (услуги) по перевозке товаров, ввозимых в Россию морскими судами и судами смешанного (река-море) плавания, на основании договоров фрахтования судна на время (тайм-чартер) (подп. 12 п. 1 ст. 164 НК РФ).
Да, можно. Но только если груз перевозится железнодорожным транспортом.
Нулевая ставка НДС применяется при реализации услуг по международной перевозке товаров (подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ). К таким услугам относятся, в частности, и транспортно-экспедиционные услуги по организации международных перевозок (абз. 5 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).
По общему правилу перевозки признаются международными, если пункт отправления или пункт назначения груза находится за границей России (абз. 2 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Однако в нашем случае эти пункты расположены на территории России, а сама перевозка не является для экспедитора этапом общего маршрута международной перевозки. Тем не менее в отношении транспортно-экспедиционных услуг при ввозе импортных товаров к международным перевозкам приравниваются перевозки грузов железнодорожным транспортом по территории России от места прибытия товаров в Россию (портов или пограничных станций) до конечной станции назначения (абз. 7 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Следовательно, если экспедитор организует доставку импортного груза из пограничной зоны (порта, расположенного в России) в российский населенный пункт по местонахождению покупателя, он имеет право на применение нулевой ставки НДС только в том случае, если груз перевозится железнодорожным транспортом. Независимо от того, где производится таможенное оформление товаров.
Если для организации доставки экспедитор привлекает перевозчиков на других видах транспорта (автомобильный, водный, воздушный), со стоимости своих услуг он должен начислять НДС по ставке 18 процентов.
Если доставка организована с использованием как железнодорожного, так и других видов транспорта, вся стоимость транспортно-экспедиционных услуг тоже облагается НДС по ставке 18 процентов.
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 20 февраля 2016 г. № 03-07-11/9630, от 18 февраля 2016 г. № 03-07-08/9151, от 21 апреля 2014 г. № 03-07-08/18346, от 1 июля 2013 г. № 03-07-08/25077, от 6 декабря 2011 г. № 03-07-08/345 и от 9 ноября 2011 г. № 03-07-08/309, ФНС России от 26 мая 2016 г. № СД-4-3/9393.
Подтверждение права на применение нулевой налоговой ставки
Чтобы применить ставку НДС 0 процентов при реализации товаров на экспорт, а также при реализации работ (услуг), связанных с вывозом товаров на экспорт или ввозом товаров в Россию, организация должна в установленный срок представить в налоговую инспекцию соответствующий пакет документов (подп. 1 п. 1 ст. 164 и ст. 165 НК РФ). В противном случае налог придется начислить в общем порядке (по ставкам 18% или 10%) (п. 2, 3 ст. 164 НК РФ).
Подтверждать право на применение ставки НДС 0 процентов по внешнеторговым операциям в рамках Таможенного союза нужно в особом порядке (ст. 72 договора о Евразийском экономическом союзе, приложение 18 к договору о Евразийском экономическом союзе).
Организация экспортировала в Польшу низковольтное оборудование на сумму 1 000 000 руб.
В установленные сроки организация не смогла собрать полный комплект документов, подтверждающих экспорт оборудования. Поэтому бухгалтер организации начислил с неподтвержденной экспортной поставки НДС по ставке 18 процентов. Рассчитанная сумма налога составила 180 000 руб. Ее организация перечислила в бюджет.
Впоследствии при подтверждении экспорта бухгалтер пересчитал НДС по ставке 0 процентов. Ранее уплаченную сумму налога 180 000 руб. по заявлению организации налоговая инспекция зачла в счет будущих платежей организации по НДС.
Нет, нельзя.
Налоговые ставки являются обязательным элементом налогообложения (п. 1 ст. 17 НК РФ). Независимо от обстоятельств и условий конкретных сделок организация не вправе произвольно менять размер установленных налоговых ставок или отказываться от их применения. Кроме того, пониженные (в т. ч. нулевые) налоговые ставки не являются налоговыми льготами, которыми организации могут пользоваться по своему усмотрению. Таким образом, при реализации товаров на экспорт (как в государства – участники Таможенного союза, так и в другие страны) организации обязаны применять нулевую ставку НДС, установленную пунктом 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ и пунктом 3 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе. Правомерность такого подхода подтверждается определением Конституционного суда РФ от 15 мая 2007 г. № 372-О-П, разъяснениями контролирующих ведомств (см., например, письма Минфина России от 17 июня 2009 г. № 03-07-08/134, ФНС России от 17 июля 2015 г. № СА-4-7/12693) и арбитражной практикой (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 20 июня 2006 г. № 14555/05).
Начислить НДС по ставке 18 (10) процентов организация будет должна, если в установленный срок не сможет подтвердить факт экспорта. По экспортным операциям налоговая база определяется:
- либо в последний день квартала, в котором был собран пакет документов, подтверждающих экспорт;
- либо на дату отгрузки, если необходимые документы не были собраны в течение 180 календарных дней с момента таможенного оформления товаров (момента отгрузки – при экспорте в страны – участницы Таможенного союза).
Это следует из положений пункта 9 статьи 167 Налогового кодекса РФ.
Во втором случае организация, не подтвердившая экспорт, должна заплатить НДС по ставке 18 (10) процентов. Но помимо этого ей придется перечислить в бюджет пени за просрочку платежа. Отступление от этого правила (т. е. преждевременное определение налоговой базы) налоговая инспекция может квалифицировать как грубое нарушение правил учета объектов налогообложения и привлечь организацию к ответственности по статье 120 Налогового кодекса РФ. В этом случае правомерность своих действий организации придется отстаивать в суде. Арбитражная практика по этой проблеме пока не сложилась.
По материалам БСС «Система Главбух»