5 основных ошибок при взаимодействии с самозанятыми

Эксперимент с самозанятыми стартовал 01.01.2019 года. Нововведения не оставили равнодушными граждан. 240 тысяч человек изъявили желание зарегистрироваться. Между тем речь на сегодняшний день идёт лишь о Москве, Московской и Калужской областях, Татарстане. Планы у представителей налоговых органов поистине наполеоновские. Ожидается, что к 2028 году статус «самозанятый» захотят получить 2 миллиона граждан Российской Федерации.

Подавляющему большинству кажется: понятие «самозанятость» не вызывает вопросов. Правда, создаётся впечатление, что это далеко не так. Тому подтверждением служат реальные примеры: итогом нарушений зачастую являются не устные предупреждения, а взыскание штрафа в рублёвом эквиваленте.

Избежать неприятного развития событий поможет рассмотрение пяти недопустимых факторов.

Фактор № 1. Неправильный алгоритм начисления вознаграждения за труд

Самозанятый получил заказ от компании. Качество оказания услуги вполне устраивает. В интернет-банке ответственным лицом оформлен платёжный документ. В одном из пунктов написано – «заработная плата за ноябрь». Некоторые самозанятые еще выдают чек, являющийся подтверждением «правильности» формулировки.

Как на самом деле? Зарплата положена исключительно работникам, с которыми предполагается заключение трудового договора. Индивидуальным предпринимателям, физическим лицам по договору гражданско-правового характера (ГПХ), самозанятым зарплата не начисляется.

Упоминание данного термина в платёжном поручении означает придание отношениям исполнителя и заказчика статуса «трудовые». Это автоматически влечёт за собой необходимость доплаты НДФЛ (13%), страховых взносов (30%).

Избежать подобного развития событий поможет изучение документов, правильное их заполнение. То есть указание в графе «назначение платежа» – оплата услуги по договору с обязательным указанием даты.

Фактор № 2. Прописаны обязанности, которые должны выполнять наёмные работники

Ещё один из так называемых подводных камней, на который лучше не наступать. Ведь впоследствии придётся ассигновать дополнительные средства на НДФЛ, страховые взносы, штраф размером от 5 до 10 тысяч рублей. Вроде бы незначительная оплошность, заключающаяся в том, что в договоре указаны:

  • оклад;
  • должность исполнителя;
  • согласие с обязательствами придерживаться внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций.

Важно! Самозанятый отнюдь не наёмный работник. Ему не предоставляется отпуск за свой счёт или оплачиваемый. В соблюдении трудового распорядка нет необходимости. Заказчик не является начальником.

Последствия пренебрежения вторым и первым пунктами аналогичные.

Фактор № 3. Статус, определяемый договором

Стремитесь конкретизировать детали. Не допускайте двусмысленностей, размытых фраз, домыслов.

В договоре прописывается:

  • исполнитель – самозанятое лицо, осуществляющее свою деятельность на законных основаниях (соблюдение определённых норм и правил, уплата налогов);
  • заказчик не выполняет функции налогового агента;
  • выражения, в которых фигурируют слова «работодатель», «работник», под запретом;
  • налог уплачивается исполнителем самостоятельно на основании Федерального закона под № 422-ФЗ от 27.11.2018 года (с указанием количества дней после оказания услуги).

Фактор № 4. Отношения работодателя с бывшими подчинёнными

Многие работодатели поначалу обрадовались и подумали: «А не сэкономить ли за счёт процентов?» Зачем платить лишнее государству, когда можно официально зарегистрированных на предприятии работников перевести в статус самозанятых?

Логично? Бесспорно! Тем не мене к такому повороту событий законодатели изначально были готовы. Поэтому оказание услуг бывшему работодателю под запретом, пока не пройдёт 2 года после официального увольнения работника. То есть смысл изменения схемы отношений пропадает.

Также нет резона указывать в договоре, что он не противоречит интересам сторон. Данное утверждение к сведению принято не будет и только усугубит создавшуюся ситуацию.

В конце концов к делу подключится налоговая. Её сотрудники оперативно проведут расследование. Сделать это несложно. Все финансовые операции прозрачны. Закономерный итог – неотвратимое наказание в виде штрафных санкций, доначисления налогов. Прибавьте к этому потраченные нервы и время.

Самозанятым тоже нет интереса. НДФЛ (13%) всё равно платить придётся, так как никаких привилегий не предусмотрено, если продолжить сотрудничество с бывшим работодателем, имея другой статус.

Фактор № 5. Оплата от лица другой организации

Некоторые бизнесмены почему-то считают себя настолько продвинутыми особами, что не стесняются попробовать обмануть государственные контролирующие органы. Изначально плохая затея! Особенно в данном случае.

Какая мысль приходит «гениям» в голову? Работа продолжается, но сотрудники зарегистрированы на другой фирме.

Гениальное решение, способное ввести в заблуждение кого угодно из учеников первого класса общеобразовательной школы. Однако люди, занимающие должности в налоговой, давно вышли из детского возраста. Вряд ли они упустят из виду тот факт, что при значительном сокращении штата доходы субъекта хозяйствования не упали, а, наоборот, выросли.

Тут поступает оперативная информация: другая фирма платит вновь принятым неплохие деньги. Отчисления в бюджет предусмотренных законодательством сумм не происходит.

Есть ещё товарищи, не мудрствующие лукаво, уповающие на родственные связи, наивно полагающие, что их «хитроумные» замыслы никому не известны.

Перестаньте смешить мужчин и женщин из соответствующих государственных структур. Конечно! Вы поднимите им настроение, подвигнете на проведение проверки. Но потом улыбаться будете не вы.

Вывод: до мелочей просчитывайте свои действия на ход вперёд и оставайтесь в правовом поле.