Учет убытков во время карантина

Убытки учитывайте по общим правилам. Специальных правил для убытков из-за коронавируса нет. Учет убытков зависит от того, какую налоговую систему вы применяете – общую или упрощенную. Если получили убыток по итогам отчетного или налогового периода, заранее подготовьте пояснения для налоговой. 

Как в 2020 году учитывать убытки прошлых лет

Ограничения по учету убытков предыдущих лет в расходах продлили до конца декабря 2021 года. Это значит, что базу по налогу на прибыль за отчетный период нельзя уменьшать на убытки предыдущих налоговых периодов больше чем на 50 процентов. Такие изменения внесены пунктом 35 статьи 2 Закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ в статью 283 НК.

В НК с 2020 года также уточнили правила учета убытков при реорганизации (п. 5 ст. 283 НК). Так, убыток нельзя учесть, если инспекторы установят, что основной целью реорганизации было уменьшить налоговую базу правопреемника на сумму убытков, которые ранее получили реорганизуемые организации. 

Например, убыточная компания присоединяется к прибыльной и в результате получается прибыльная организация. Раньше эта организация-правопреемник могла учесть убыток реорганизованной компании, пусть и с ограничением в 50 процентов.Сейчас намного выше риск споров, что инспекторы снимут такие расходы, если смогут найти доказательства, что у такой реорганизации не было деловой цели. Судебная практика неоднозначна, поэтому, чтобы учесть расходы, надо заранее подготовить документы, которые обоснуют деловую цель сделки. Например, бизнес-планы, аналитические справки и пр.

Как списать убыток, сложившийся в период применения упрощенки

Организации и автономные учреждения, которые применяют упрощенку и платят единый налог с разницы между доходами и расходами, вправе включить в расчет налоговой базы убыток прошлых лет.

Условия переноса убытка

Списать убыток можно только по итогам налогового периода, то есть при расчете годовой суммы единого налога (п. 7 ст. 346.18, п. 1 ст. 346.19 НК). При расчете авансовых платежей налоговая база на сумму убытков прошлых лет не уменьшается. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС от 14.07.2010 № ШС-37-3/6701 (доведено до налоговых инспекций для использования в работе).

Правила переноса убытка

Сумму убытка можно перенести на будущее, но не более чем на 10 лет вперед (например, если убыток получен в 2016 году, то последний год его списания – 2026). При этом размер убытка и его сумма, уменьшающая налоговую базу в каждом налоговом периоде, должны быть документально подтверждены (например, первичной документацией (актами, накладными и т. д.), копиями налоговых деклараций, книгой учета доходов и расходов). Хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка и сумму, принятую в уменьшение по каждому году, нужно в течение всего срока использования права на его перенос.

Убыток прошлых лет можно списать в текущем налоговом периоде в полной сумме. Остаток несписанного убытка можно перенести (целиком или частично) на любой год из последующих девяти лет. Если налогоплательщик получил убытки более чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущие налоговые периоды производится в той очередности, в которой они получены.

При прекращении деятельности в связи с реорганизацией организация-правопреемник вправе уменьшать налоговую базу на сумму убытков, полученных реорганизуемыми организациями до момента реорганизации.

Такой порядок предусмотрен абзацами 2–7 пункта 7 статьи 346.18 НК.

Смена налоговых режимов

Убытки, полученные при применении других режимов налогообложения, при расчете единого налога не учитываются. И наоборот, убытки, полученные в период применения упрощенки, не признаются, если налогоплательщик перешел на другие режимы налогообложения. При смене налоговых режимов сложившиеся убытки учитываются следующим образом:

– убыток, который не был учтен при расчете налога на прибыль (был перенесен на будущее) до перехода на упрощенку, налогоплательщик сможет учесть только после возврата на общую систему налогообложения;

– убыток, который не был учтен при расчете единого налога (был перенесен на будущее) до перехода на общую систему налогообложения, налогоплательщик сможет учесть только после возврата на упрощенку.

Такой порядок предусмотрен абзацем 8 пункта 7 статьи 346.18 НК и разъяснен в письмах Минфина от 28.01.2011 № 03-11-11/18, от 25.10.2010 № 03-03-06/1/657.

Списание минимального налога

Если по итогам года расходы налогоплательщика превысили налогооблагаемые доходы, то вместо единого налога в бюджет нужно перечислить минимальный налог. Он составляет 1 процент от суммы налогооблагаемых доходов за год. Об этом сказано в абзацах 1–3 пункта 6 статьи 346.18 НК.

Сумму минимального налога в расходы включать запрещено (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК).

Разницу между минимальным налогом и единым налогом, рассчитанным по общим правилам, плательщик может включить в расходы в следующем году. Например, по итогам 2017 года сумма «реального» единого налога составила 10 000 руб., а минимального – 15 000 руб. В расходы 2018 года можно включить разницу в размере 5000 руб. (15 000 – 10 000). Такой порядок действует, даже если из-за отнесения этой разницы на расходы в 2018 году у плательщика сложится убыток.

Если убыток плательщик получил в текущем году, то разница между минимальным налогом и единым налогом, рассчитанным по общим правилам, будет равна сумме минимального налога. Эту разницу тоже можно включить в расходы следующего года. Например, по итогам 2017 года организация получила убыток. Сумма «реального» налога равна нулю. Минимальный налог начислен в сумме 10 000 руб. Разница между этими суммами составляет 10 000 руб. (10 000 – 0). Эту разницу организация вправе включить в расходы 2018 года. Даже если в 2018 году организация снова получит убыток.

Такой порядок следует из пункта 6 статьи 346.18 НК. Аналогичные разъяснения есть в письмах Минфина от 20.06.2011 № 03-11-11/157, от 11.05.2011 № 03-11-11/118, ФНС от 14.07.2010 № ШС-37-3/6701.

Если по каким-либо причинам плательщик не учел разницу в расходах следующего года, он может списать ее в более поздних налоговых периодах. В том числе и единовременно. Каких-либо ограничений на этот счет законодательство не содержит (письмо Минфина от 18.01.2013 № 03-11-06/2/03).

А вот убытки, которые сложились в том числе за счет разницы между «реальным» и минимальным налогами, можно списывать в течение следующих 10 лет. Делать это нужно в той очередности, в которой они были получены. То есть сначала переносятся убытки, полученные в самом раннем периоде, а затем уже более поздние убытки.

Если налогоплательщик сменил объект налогообложения и стал платить единый налог с доходов, сумма уплаченного минимального налога на расходы не относится, налоговую базу не уменьшает и в счет текущих (предстоящих) платежей по единому налогу не засчитывается.

Это следует из положений абзаца 4 пункта 6 статьи 346.18 НК. Аналогичные разъяснения есть в письмах Минфина от 27.04.2011 № 03-11-11/106, ФНС от 14.07.2010 № ШС-37-3/6701.

Отражение убытка в книге учета

Для расчета суммы убытка, уменьшающего налоговую базу текущего периода и переносимого на будущее, предназначен раздел III книги учета доходов и расходов. При его заполнении руководствуйтесь разделом IV приложения 2 к приказу Минфина от 22.10.2012 № 135н.

Отражение убытка в декларации

При отражении убытка прошлых лет в декларации по единому налогу придерживайтесь следующего алгоритма.

Сумму налогооблагаемых доходов за отчетный год укажите по строке 213 раздела 2.2 декларации, утвержденной приказом ФНС от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99. Сумму произведенных расходов – по строке 223 того же раздела. В показатель, отраженный по этой строке, включите разницу (если она есть) между суммой уплаченного минимального налога и рассчитанного единого налога за предыдущий год. Если в предыдущем году был получен убыток, разница будет равна величине уплаченного минимального налога (т. к. сумма рассчитанного единого налога будет равна нулю).

Если налоговая база отчетного года положительна (доходов больше, чем расходов), сумму убытков прошлых лет в размере, не превышающем налоговую базу отчетного года, укажите по строке 230. Если сумма убытков прошлых лет превышает налоговую базу отчетного года, разница между этими показателями в строке 230 не отражается. Итоговую сумму налоговой базы (строка 243) за отчетный год рассчитайте как разницу между строками 213, 223 и 230. Таким образом, налоговая база отчетного года будет уменьшена на сумму убытков прошлых лет.

Если налоговая база отчетного года отрицательна (доходов меньше, чем расходов), в строке 253 отражается убыток текущего налогового периода. В этом случае источника для покрытия убытков прошлых лет у организации нет, поэтому их сумму в декларации указывать не нужно.

Это следует из раздела VIII Порядка, утвержденного приказом ФНС от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99.