Как разблокировать расчётный счёт?

Причины блокировки счета могут быть самыми разными и далеко не всегда они зависят от владельца счета. Под блокировкой в Налоговом кодексе понимается приостановление операций по счетам, а также переводов электронных денежных средств.

То есть, все средства остаются на счету, но использовать их каким-либо образом владелец не может. Если эта неприятная ситуация все же с вами произошла, нужно знать, как правильно себя вести и что делать. В основном разблокировать расчетный счет можно также, как он был заблокирован. Стоит помнить, что снятие блокировки расчетного счета – не такой быстрый процесс. Потребуется несколько дней, чтобы возобновить доступ к счету.

Причина 1. Вовремя не сдана отчетность

Налоговая строго подходит к нарушению сроков сдачи отчетности – если не предоставить декларацию в течение 10 рабочих дней после истечения срока, доступ к расчетному счету будет органичен. Поскольку процесс блокировки автоматический, нередко случается, что у клиента нет даже этих десяти дней, чтобы предоставить декларацию и предотвратить блокировку – по закону она производится сразу после поступления соответствующей заявки в банк.

Чтобы возобновить доступ к своему счету, требуется предоставить заполненную декларацию и дождаться, пока налоговая направит решение об отмене блокировки в банк. На восстановление доступа может уйти несколько дней, вплоть до недели.

Причина 2. Вопросы налоговой остались без ответа

При выявлении неточностей и спорных моментов в заполненных отчетах налоговая имеет право отправить требование о предоставлении пояснений. Выполнение этого требования также обязательно, как и заполнение всех деклараций. Пользователю предоставляется 6 рабочих дней, чтобы ответить на требование налоговой (подтвердить получение требования), прежде чем в банк будет направлено решение о блокировке. Если вопросы были предоставлены на бумажном бланке – оформить на почте, если в электронном виде – в программе или сервисом, которым вы пользуетесь для заполнения деклараций и составления отчетов.

Единственный способ предотвратить блокировку расчетного счета в данном случае:

Ответить по существу на предъявляемые требования, предоставить всю необходимую информацию и максимально развернутые ответы в течение 7-10 дней.

Причина 3. Задолженность перед бюджетом

При наличии задолженностей перед бюджетом, налоговая присылает требование оплатить все четко в срок. Если этого не сделать, могут быть вынесены два решения: взыскать долг или заблокировать расчетный счет (при наличии у компании нескольких счетов, решение будет приниматься для каждого счета по-отдельности и, в итоге, будут заблокированы все счета, в том числе валютные).

Основной проблемой можно назвать то, что компания узнает о задолженности и блокировке счета уже постфактум – после того, как все произошло (уведомление по почте получают только предприниматели, у которых есть ЭДО), потому что зачастую налоговая забывает разъяснять причины. Иногда причину блокировки можно найти в интернет-банке. Однако, как правило не все банки занимаются публикацией подобных данных и приходиться искать информацию на официальном сайте налоговой. Для этого необходимо выбрать пункт «Запрос о действующих решениях и приостановлении», в открывшемся окне указать свой ИНН и БИК банка.  Здесь вы также получите актуальную информацию о сумме задолженности с указанием штрафных пени.

Чтобы восстановить доступ к расчетному счету, требуется погасить задолженность. Однако, следует учитывать, что за каждый день просрочки начисляются пени (вплоть до дня уплаты, он сам в расчет не принимается). После 30 дня задолженности ставка удваивается и сумма долга резко возрастает.

Иногда появление задолженности и начисление пени может быть ошибкой. В этом случае специалисты рекомендуют заплатить указанную сумму, чтобы ускорить процесс разбирательства и возобновления доступа к расчетному счету. После выяснения обстоятельств и в случае неправомерности наложенных штрафов, налоговая зачтет излишне уплаченные деньги, в счет будущих платежей (при желании их также можно вернуть, но обычно налоговая делает это неохотно). Срок обработки запроса составляет около пяти рабочих дней, после чего в банк направляется решение об отмене блокировки расчетного счета.

Причина 4. Мера обеспечения за совершение налоговых правонарушений

Полное название причины блокировки – «обеспечение возможности исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения». Блокировка расчетного счета производится как обеспечительная мера установления в ответ на совершение налогового правонарушения, однако конечное решение об исполнении назначения еще не было принято.

На этот период клиент получает не только блокировку расчетного счета, но и запрет на выезд за границу. Чтобы снять с себя обвинения, требуется выполнить указанные требования налоговой или пройти допрос.

Причина 5. Банк-пограничник

Назначить директором ООО или сделать владельцем ИП иностранного гражданина не так просто – этот процесс имеет свои нюансы, в частности необходимость предоставить документ, подтверждающий право данного гражданина находиться на территории РФ (вид на жительство или разрешение на временное проживание).

Обычно банки уделяют пристальное внимание таким гражданам, поэтому по истечении срока действия документа клиенту сразу направляется запрос для подтверждения законности нахождения в России. До тех пор, пока клиент не предоставит данный документ (новый, продленный), расчетные счета компании будут заблокированы.

Причина 6. Вопросы от банка

Банк анализирует все денежные операции своих клиентов по требованию ЦБ (если этого не делать, у банка отзовут лицензию). Если в совершенных клиентом операциях что-то вызывает у банка вопросы, он может отправить запрос для получения разъяснений. Ответить на требование нужно как можно быстрее, чтобы банк не заблокировал расчетный счет (в этом случае он будет отправлять только заработную плату сотрудникам и бюджетные платежи). Для подтверждения требуется предоставить все документы, которые имеют отношение к совершенным операциям. Это могут быть квитанции об оплате, доказательства зачисления и вывода со счета определенных денежных сумм и т.д.

Причина 7. Банк не видит обычные операции

К обычным операциям можно отнести уплату налогов, страховые и арендные взносы, а также зарплату сотрудников. В основном эта проблема актуальна для начинающих бизнесменов и предпринимателей, которые самостоятельно занимаются своей компанией и оставляют деньги, перечисленные от контрагентов, на счету, не выплачивая зарплату самим себе, из-за чего не видят необходимости уплачивать страховые и налоговые взносы.

Для банка же такая ситуация выглядит подозрительно, поскольку банк видит, что деньги поступают на счет и списываются, однако страховые и налоговые взносы с них не платятся. В результате расчетный счет может быть заблокирован до выяснения банком всех подробностей. В любой ситуации, которую банк сочтет подозрительной и в какой-то степени незаконной, банк оставляет за собой право заблокировать расчетный счет клиента без объяснения причин до предоставления необходимых доказательств, которые объяснят банку обратное.

Возобновить доступ к счету в таком случае можно, но это потребует выполнения следующего ряда действий:

  • Прийти в банк и постараться объяснить ситуацию.
  • Заплатить налоги и страховые взносы (хотя бы минимальную сумму, начисленную за конкретный период).
    Важно, чтобы в платежных поручениях для банка было четко обозначено назначение платежа.
  • Если налоги и страховые взносы оплачивались с расчетного счета, открытого в другом банке, потребуется предоставить в основной банк выписки-подтверждения. Важно узнать требования банка – кому-то достаточно обычного документа в формате PDF, а кому-то может потребоваться печать с подтверждением гербовой печатью и подписью ответственного лица. Важно предоставить банку доказательства, что все заявленные платежи (страховые и налоговые взносы, зарплаты работникам) были уплачены в указанной сумме и в определенный срок.

Причина 8. Сомнения в благонадежности клиента

Некоторые банки могут предъявлять по-настоящему смешные требования для подтверждения благонадежности клиента (вплоть до фотографии возле офиса, в котором он работает), однако клиент должен быть готов выполнять любые требования, чтобы не потерять доступ к расчетному счету. Простое решение – завести счет в проверенном банке, работа с которым не доставит клиенту особых проблем и постоянных разъяснений по запросам.

Всегда можно разъяснить ситуацию при личном визите в банк, однако делать это постоянно мало кому захочется. Всегда есть крайний случай – решить вопросы с банком через суд. У банка должны быть основания в отказе проведения операций, которые ему потребуется предоставить в суде (стоит помнить, что обращение в суд – дело не быстрое и требует времени и сил).

Если банк требует документы, которых не может существовать – например, бухгалтерский баланс у индивидуального предпринимателя. В этом случае выход один – личный визит в банк, во время которого объяснить ошибку работника. Найти подходящий банк, который будет адекватно оценивать обращение каждого клиента – вопрос, актуальный и для данной ситуации.

Итак, подводя итог всему вышеупомянутому, хочется отметить, что блокировка расчетного счета не я является чисто технической проблемой. В большинстве случаев она связана с личными проблемами клиента и банка/налоговой службы. Для решения проблемы требуется обратиться в соответствующую инстанцию и предоставить все требуемые документы.

Однако не всегда этот процесс будет быстрым – от клиента в таком случае требуется отслеживать свои отправки по счетам и вовремя выполнять требования, предъявленные банком или налоговой. В крайнем случае, можно решать проблему через суд, однако это займет очень много времени.

Какой самый быстрый способ решить проблему? Правильно! – не попадать в нее вовсе. Поэтому, от каждого бухгалтера требуется проявлять не только инициативность, но и логику, ответственность, а также обладать широким кругозором, чтобы предусмотреть всевозможные проблемы.