Банк заподозрил в хищении денег и приостановил платеж

Банк обязан приостановить списание денег со счета, если заподозрит, что их переводят без согласия клиента. Новые правила действуют с 26 сентября 2018 года и распространяются как на платежи организаций, так и предпринимателей и обычных физлиц. Редакция выяснила в Банке России и Ассоциации российских банков, как применять новые правила на практике.

Чтобы обезопасить клиентов от хищений денег со счетов, банк должен приостановить списание подозрительного перевода, а также возможность использовать электронное средство платежа. Правила действуют отдельно от мер банка по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма и самостоятельной блокировке клиентом сомнительных платежей. В рекомендации – из-за чего и насколько возможна приостановка, а также как восстановить доступ к онлайн-платежам, если банк заподозрит, что деньги списывают без согласия клиента.

Из-за чего банк приостановит платеж

Признаки перевода денег без согласия клиента установил Банк России в приказе от 27.09.2018 № ОД-2525. Сравнивать операции будут по таким параметрам:

  • время перевода (конкретные дни);
  • место, где проводят операцию;
  • устройство, с помощью которого делают перевод;
  • сумма;
  • периодичность операции (частота);
  • получатель средств.

Кроме того, параметры каждой операции будут сверять со специальной базой данных, где хранят информацию обо всех случаях или попытках переводов без согласия клиента.

Обслуживающий банк сможет дополнить перечень признаков из приказа № ОД-2525 на основе своих данных о характере, параметрах и объемах операций клиента, а также особенностей его деятельности.

Если банк посчитает, что деньги списывают без согласия клиента, сам счет не заблокируют. Но сам счет будет доступен через операционную кассу банка.Это следует из пункта 9.1 статьи 9 Закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ.

На какой срок банк приостановит операции

Максимальный срок приостановки операции и доступа к электронным средствам платежа – два рабочих дня. Банк обязан в течение этого срока связаться с владельцем счета – организацией или физлицом и убедиться, что операцию совершает сам клиент.

Как узнать о приостановке платежей

Для этого клиенту должны направить запрос о подтверждении операции. В какой форме банки должны это делать, в законодательстве не прописано.

Обычно банк уведомляет клиента о любых операциях по счету и доступе к электронному средству платежа тем способом, который стороны установили в договоре. Как правило, банки прописывают в договоре почтовый адрес, e-mail клиента, а также номер мобильного телефона. Конкретные основания для отказа в проведении платежа и его подтверждении банк может уточнить в договоре обслуживания на своем сайте.

Как подтвердить намерение провести платеж

Безопаснее связаться с банком тем способом, который указан в договоре на обслуживание или в сообщении банка. Но если получили сообщение о приостановке платежа по телефону или в форме СМС-сообщения, сначала проверьте, что оно точно от обслуживающего банка. Например, через единый контактный центр банка.

В какой форме это сделать, необходимо выяснить в своем обслуживающем банке. Конкретный порядок подтверждения операции каждый банк будет разрабатывать самостоятельно. Но стоит заранее подготовить всю информацию о проводимой операции. Например, сведения о получателе, назначении платежа и его сумме. Это предусмотрено пунктами 5.1–5.3 статьи 8 Закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ. Когда подтвердите операцию, банк должен сразу ее провести и восстановить доступ к электронному средству платежа.

В схеме ниже – как действовать в каждом из этих случаев, чтобы отменить приостановку и вернуть деньги.

Схема действий: как поступить клиенту банка, если со счета пытаются похитить деньги

Как избежать приостановки онлайн-платежей

Чтобы избежать приостановки платежей и доступа к электронным средствам платежа, заранее проверьте договор на обслуживание с банком. Актуализируйте данные о телефоне и электронной почте, которые предоставили банку для обратной связи. 

  • какие операции банк может посчитать мошенническими, и максимально детализируйте информацию о назначении платежа;
  • в какой форме банк будет уведомлять о приостановке операции;

Приостановка платежа опасна тем, что можно нарушить срок оплаты по договору. Чтобы снизить риски, безопаснее переводить все платежи заранее с запасом в два рабочих дня. Если это невозможно, переводите заранее только те платежи, которые банк может расценить как подозрительный. Например, если платеж в адрес нового контрагента или оплата не связана с основным видом деятельности организации.
Чтобы обезопасить денежные переводы, Банк России будет вести базу данных о случаях и попытках переводов денег без согласия клиента. Это следует из пунктов 5–7 статьи 27 Закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ.

Если операции без согласия в пользу определенного клиента будут повторяться, то данные о его реквизитах направят во все банки. Кредитные организации будут использовать их в качестве признаков операций без согласия клиента.

admin

Vivamus vel sem at sapien interdum pretium. Sed porttitor, odio in blandit ornare, arcu risus pulvinar ante, a gravida augue justo sagittis ante. Sed mattis consectetur metus quis rutrum. Phasellus ultrices nisi a orci dignissim nec rutrum turpis semper.

Обратная связь

Заказать услугу

Ваше имя

E-mail

Телефон*

Комментарий