Азбука предпринимателя: как избежать проверки налоговой и алгоритм действий во время проверок

Проверка предпринимателя налоговиками, как страшный сон. Многие, если не все бизнесмены, боятся ее как огня. При этом распространенное мнение начинающих коммерсантов, что в первые три года со дня основания бизнеса и прохождения всех инстанций, их тревожить никто не будет, не имеет под собой никаких юридических оснований.

Попробуем разобраться, с какой целью проводятся проверки, и к каким последствиям они могут привести.

Виды проверок

В налоговом законодательстве прописано три вида проверок: камеральные, фактические, документальные (встречные). Они подразделяются на плановые и внеплановые, выездные и невыездные.

Камеральная проверка осуществляется в пределах помещений налоговой службы. Основана она на предоставленных предпринимателем налоговых декларациях и/или расчетов. Проверка проводится без специального разрешения и не требует личного присутствия плательщика налогов.

В некоторых случаях сотрудники налоговой могут выезжать к предпринимателю в офис или на склад для проведения инвентаризации.

Документальная (встречная) проверка направлена на изучение деятельности какой-либо компании путем запроса у ее контрагентов необходимых и/или важных документов: расписок, отчетов, накладных. Отказ в предоставлении подобного рода информации грозит небольшим штрафом и, соответственно, особой заинтересованностью налоговой компанией-штрафником.

Фактическая проверка осуществляется двумя-тремя сотрудниками госслужбы без предварительного предупреждения.

При выездной проверке в офисе бизнесмена проводится полный спектр действий, направленный на изучение рода деятельности компании, уплаты налогов, официального трудоустройства сотрудников, оплаты счетов и т.п.

Выездная проверка может проводиться на территории ФНС или любой другой фирмы, если по объективным причинам собственное помещение компании, подвергшейся проверке, не располагает возможностью принять инспекторов налоговой службы.

Выездная проверка может быть запланированной заранее или внеплановой. Исходя из названия понятно, что в первом варианте налоговики «нагрянули» по графику, а во втором — внезапно. При этом, согласно Налоговому Кодексу, предпринимателя о проведении плановой проверки могут не предупреждать заранее. В большинстве случаев сотрудники госоргана сообщают о цели своего визита и вручают соответствующее письменное решение непосредственно во время личной встречи с управляющим составом предприятия.

Надо отметить, что выездным проверкам чаще всего подвержены крупные компании. Предприятия или фирмы с небольшим оборотом средств (порядка двух-пяти миллионов) подвергаются камеральным проверкам.

Понять, что сотрудники налоговой службы «собрались в гости» можно по документальной проверке ваших контрагентов. Официальный запрос ФНС документов, свидетельствующих о тесном сотрудничестве, — прямое тому доказательство.

Материальные ресурсы на выездные проверки ограничены. В связи с этим сотрудники налоговой осуществляют данный тип проверок исключительно при полной уверенности в обнаружении нарушений. По статистике 98% таких внезапных проверок заканчиваются наложением штрафных санкций и увеличением налогов.

Цель проверок

Камеральная проверка направлена на выявление нарушений, связанных с несвоевременной подачей деклараций и точностью расчетов уплаты налогов за определенный отчетный период.

Цель выездной проверки та же самая, однако отчетный период увеличивается до трех лет.

Основание для проверок

Предпосылкой для камеральной проверки является подача налоговой декларации. Специальных разрешительных документов от руководства налоговой для этого не требуется.

Распоряжение руководства однозначно необходимо для выездной проверки. На ее основании разрабатывается и согласовывается определенный план действий выявления нарушений. Причиной проверки служат:

  • низкая или сверхвысокая зарплата на предприятии;
  • недостаточная рентабельность фирмы;
  • налоговая нагрузка;
  • смена налогового адреса;
  • убытки в течение определенного периода времени.

На сайте налоговой службы доступен налоговый калькулятор, который позволяет самостоятельно рассчитать вышеперечисленные показатели и сравнить ее с усредненными по отрасли. Благодаря этому предприниматель может своевременно выявить вероятность возможной в ближайшем времени проверки.

Сроки проверок

Время, отведенное для камеральной проверки, истекает через три месяца со дня подачи налоговой декларации. Срок данного вида проверки по НДС меньше — всего два месяца, хотя по объективным причинам он может быть продлен.

Выездная проверка обычно длится три месяца. Датой ее начала считается день вынесения соответствующего решения. Однако часто срок зависит от времени года (особенно в зимний период во время праздничных дней и/или незапланированных государственных выходных). В таком случае длительность увеличивается на 2-4 месяца. Полный перечень оснований для продления открыт для предпринимателей.

Стоимость проверок

Согласно статистическим данным, при камеральных проверках в 2018 году сотрудниками налоговой службы было выявлено 3,5 млн. нарушений. Общая сумма штрафов совместно с пеней и увеличением налогов составила порядка 55 млрд. рублей, и это при том, что средний чек для предпринимателей, зарегистрированных в областях РФ, был относительно небольшим — 16 тыс. рублей. В Москве и других крупных городах сумма чека гораздо выше.

Общее количество камеральных проверок за 2018 год — 68 миллионов, т.е. каждого двадцатого бизнесмена хотя бы раз в году ждала внеочередная встреча с налоговиками.

Число выездных проверок в разы меньше — порядка 14 152 штук. Но при этом нарушения выявлены практически в каждом первом случае. Статистика показывает, что в 98% случаев (в 13 838 из 14 152) предпринимателей ждали неприятные «сюрпризы» в виде штрафов и доначислений. Средний чек показывал ошеломительные суммы — от 15 до 22,2 млн. рублей. Доход государства от выездных проверок составил 307 млрд. рублей.

Последствия проверок

Нарушения при камеральных проверках грозят штрафом, пеней и, возможно, доначислением налогов, которые необходимо оплатить в отведенный срок. Также по окончанию «сотрудничества» с налоговой необходимо вновь подать декларацию, но уже с актуальными цифрами.

При выездных проверках чаще всего выявляются серьезные нарушения, которые не ограничиваются одними штрафами. Руководство, управляющий персонал и учредителей зачастую привлекают к субсидиарной и/или уголовной ответственности. В некоторых случаях инициируется процедура банкротства предприятия.

Как избежать проверок

Любой тип проверок в 98% случаев связан с материальной ответственностью. Избежать непредвиденных растрат поможет соблюдение некоторых правил.

  1. Правильное ведение документооборота. В наличии всегда должны быть все акты выполненных работ, накладные, чеки, полный перечень доходов и расходов.
  2. Соблюдение соотношения цифр в документах. Внимание налоговиков привлекают отклонения от средних показателей рентабельности предприятия, значительная разница между расходами и доходами. Бухгалтер обязан знать и понимать средние показатели доли вычетов по НДС и стараться их соблюдать, чтобы не попасть в поле зрения налоговой службы.
  3. Осмотрительность при выборе и работе с контрагентами. Коммерческая деятельность между лицами, связанными родственными узами, не приветствуется налоговой ввиду участившихся финансовых афер на этом фоне.
  4. Быстрое реагирование на любые запросы с налоговой службы. Молчание (телефонное и письменное) обычно неправильно истолковывается и «квалифицируется» как прямой отказ от сотрудничества со службой. Это влечет за собой новые внеплановые проверки предприятия.
  5. Своевременная передача актуальных контактных данных фирмы (юридических, фактических и электронных) представителям налоговой службы.

Алгоритм действий во время проверки

В случае, когда выездная проверка осуществляется на территории предприятия, руководству следует:

  • обеспечить инспекторов отдельным кабинетом для спокойного ознакомления с документами;
  • тщательно обдумывать ответы на вопросы налоговиков перед их озвучиванием. Наиболее правильный вариант — нанять для этого юриста, если в штате фирмы его нет;
  • исключить возможность общения инспекторов с рядовыми сотрудниками;
  • убедиться, что на документах, переданных налоговикам, нет различных отметок, написанных от руки. Любые непонятные обозначения и символы могут быть расценены как нарушение;
  • знать и понимать, где хранятся все документы предприятия, чтобы иметь к ним быстрый доступ;
  • предоставлять исключительно запрошенные документы, не добавляя к ним любую другую сопутствующую документацию;
  • не визировать пустые бланки, незаполненные документы;
  • соблюдать спокойствие, не паниковать.

В случае, когда руководство и сотрудников приглашают на допрос, вручив соответствующий документ, все показания должны совпадать. Об этом следует позаботиться заранее.

Независимо от рода проверки, предприниматель всегда должен быть во всеоружии.

admin

Vivamus vel sem at sapien interdum pretium. Sed porttitor, odio in blandit ornare, arcu risus pulvinar ante, a gravida augue justo sagittis ante. Sed mattis consectetur metus quis rutrum. Phasellus ultrices nisi a orci dignissim nec rutrum turpis semper.

Обратная связь

Заказать услугу

Ваше имя

E-mail

Телефон*

Комментарий