Использование бланков строгой отчетности при расчетах наличными

В каких случаях можно использовать бланки строгой отчетности (вместо ККТ) при расчетах наличными

Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга

Вместо ККТ при оказании платных услуг населению организация может применять бланки строгой отчетности (БСО) (п. 2 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ).

Принадлежность к услугам, предоставляемым населению, определите в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденным постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. № 163 (письма Минфина России от 3 февраля 2009 г. № 03-01-15/1-42, от 27 января 2009 г. № 03-01-15/1-29, от 26 января 2009 г. № 03-01-15/1-27).

Перечень услуг в ОКУН открытый, так как некоторые услуги отнесены к прочим. Поэтому, если услуги прямо не поименованы в ОКУН, но относятся к услугам, оказываемым населению, организация может применять БСО. Например, услуга по лечению при проживании в пансионатах в ОКУН не поименована, но может быть отнесена к прочим санаторно-оздоровительным услугам. И следовательно, при ее оказании можно использовать БСО. Такие выводы следуют из письма Минфина России от 8 октября 2012 г. № 03-01-15/8-213 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 24 октября 2012 г. № АС-4-2/18034).

Бланки строгой отчетности должны содержать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование документа, шестизначный номер и серия;
  • наименование организации и ее организационно-правовая форма;
  • местонахождение постоянно действующего исполнительного органа организации (в случае его отсутствия иного уполномоченного лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности);
  • ИНН, присвоенный организации;
  • вид услуги;
  • стоимость услуги в денежном выражении;
  • размер оплаты наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;
  • дата расчетов и составления документа;
  • должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации;
  • иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги, и которыми организация вправе дополнить документ.

Такие требования содержатся в пункте 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359.

Исключением из данного правила являются утвержденные формы БСО, в том числе БСО, применяемые при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа или при оказании услуг учреждениями культуры. Реквизиты данных документов устанавливают федеральные ведомства, уполномоченные на это законодательством. Об этом сказано в пунктах 5–6 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359, и Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112. Подробнее о составлении бланков строгой отчетности см. Как выписывать, хранить и уничтожать бланки строгой отчетности при расчетах наличными.

Перечень действующих форм бланков строгой отчетности приведен в таблице.

Перечень бланков строгой отчетности, используемых при расчетах с населением

Название Сфера применения Код вида услуги по ОКУН Документ, утвердивший бланк
Туристская путевка туризм 061000 приказ Минфина России от 9 июля 2007 г. № 60н
Квитанция на получение страховой премии (взноса) (форма № А-7) страхование 802000 приказ Минфина России от 17 мая 2006 г. № 80н
Залоговый билет услуги ломбардов по выдаче займов под залог имущества 019713–019724 приказ Минфина России от 14 января 2008 г. № 3нписьмо Минфина России от 20 февраля 2008 г. № 03-01-15/1-38
Сохранная квитанция услуги ломбардов по хранению имущества 019701–019712
Квитанция на оплату услуг газификации и газоснабжения услуги по газификации и газоснабжению 042303,
042305
приказ Минфина России от 9 февраля 2007 г. № 14н
Квитанция на оплату ветеринарных услуг ветеринарные услуги 083000 приказ Минфина России от 9 апреля 2008 г. № 39н
Билеты разных видов услуги железнодорожного транспорта 021100,
022100
приказ Минтранса России от 5 августа 2008 г. № 120
Билеты разных видов услуги внутреннего водного транспорта, в том числе услуги при организации речных прогулок 021230-021233 Приказ Минтранса России от 5 мая 2012 г. № 140, письмо ФНС России от 1 апреля 2013 г. № АС-4-2/5675
Кинобилет услуги учреждений кино и кинопроката 051100 приказ Минкультуры России от 8 декабря 2008 г. № 231
Билет
Абонемент
Экскурсионная путевка
услуги театрально-зрелищных предприятий, концертных организаций, коллективов филармонии, услуги цирковых предприятий и зоопарков, музеев, парков (садов) культуры и отдыха и т. Д. 051200–051400,
052000,
053000
приказ Минкультуры России от 17 декабря 2008 г. № 257
Контрольный купон электронного проездного документа (билета) услуги железнодорожного транспорта по пассажирским перевозкам в дальнем следовании или в пригородном сообщении 021100 приказ Минтранса России от 21 августа 2012 г. № 322
Маршрут/квитанция к электронному пассажирскому билету и багажная квитанция в гражданской авиации услуги пассажирского воздушного транспорта 021400 приказ Минтранса России от 8 ноября 2006 г. № 134, письмо Минфина России от 11 марта 2009 г. № 03-01-15/2-105
Квитанция электронного многоцелевого документа услуги пассажирского транспорта, в том числе дополнительные услуги по провозу багажа, грузов воздушным транспортом 021000, 021400 Приказ Минтранса России от 18 мая 2010 г. № 116

Ситуация: может ли организация изготовить (разработать) бланки строгой отчетности самостоятельно

Да, может.

Порядок осуществления наличных расчетов без применения ККТ регламентируется Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359. В этом документе сказано, что бланки строгой отчетности вправе утверждать федеральные ведомства, уполномоченные на это законодательством (п. 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359).

Вместе с тем, указанным Положением не ограничено право организаций самостоятельно разрабатывать бланки строгой отчетности. Подтверждением данного вывода является перечень обязательных реквизитов, которые должен содержать БСО. Из него исключены такие реквизиты, как:

  • сведения об утверждении формы бланка;
  • код формы бланка по ОКУД.

Таким образом, организация вправе использовать БСО, разработанные самостоятельно. Утверждать формы таких бланков в уполномоченном федеральном ведомстве (в т. ч. в Минфине России) не нужно. Правомерность указанной позиции подтверждена Минфином России в информационном письме от 22 августа 2008 г., в письмах от 8 сентября 2010 г. № 03-01-15/7-204, от 23 июня 2008 г. № 03-01-15/8-239, от 16 июня 2008 г. № 03-01-15/8-230.

Однако в отношении этого порядка предусмотрен ряд исключений и ограничений.

Исключение действует в отношении организаций, оказывающих услуги, БСО для которых (до вступления в силу нового порядка) были утверждены:

  • Минфином России во время действия Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31 марта 2005 г. № 171, то есть в период с 12 апреля 2005 года до 19 мая 2008 года (включительно);
  • другими уполномоченными на это ведомствами до 19 мая 2008 года (включительно) (п. 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359).

Такие организации могут самостоятельно не разрабатывать свои формы, а применять утвержденные.

Ограничение действует в отношении:

  • организаций, которые оказывают услуги в сфере культуры и спорта;
  • организаций, которые оказывают услуги по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

При разработке бланков строгой отчетности организации культуры и спорта вправе изменять обязательные реквизиты, предусмотренные подпунктами «ж»–«и» пункта 3 Положения, только по согласованию с Минкультуры России (п. 6 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359).

Документы, используемые при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны содержать обязательные реквизиты, установленные Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112 (п. 5.1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359). При этом допускается размещение дополнительных реквизитов (п. 43, 58, 66, 111 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112).

Бланки, которые были утверждены Минфином России до 11 апреля 2005 года (включительно) (например, письмом от 20 апреля 1995 г. № 16-00-30-33), с 1 декабря 2008 года утратили силу. Следовательно, применять их для оформления наличных расчетов без использования ККТ или самостоятельно разработанных БСО нельзя.

Это следует из пункта 2 постановления Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359.

Для применения самостоятельно разработанных бланков БСО вместо ККТ необходимо, чтобы они удовлетворяли требованиям законодательства к их оформлению и изготовлению. Такие бланки должны:

  • содержать все обязательные реквизиты, перечисленные в пункте 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359;
  • быть изготовлены одним из двух возможных способов (типографским или с помощью автоматизированной системы) (п. 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359). Бланки строгой отчетности, изготовленные другими способами (например, при помощи обычного компьютера и принтера), чеки ККТ не заменят (письмо Минфина России от 25 ноября 2010 г. № 03-01-15/8-250).
Ситуация: можно ли применять бланки строгой отчетности вместо кассового аппарата в случае отключения электричества
Ситуация: можно ли применять ККТ при расчетах за оказанные населению услуги, если для вида деятельности организации утверждены формы бланков строгой отчетности

Да, по общему правилу можно.

Организация имеет право оформлять получение денег от населения либо бланками строгой отчетности, либо чеком ККТ (п. 2 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ).

Исключения могут быть установлены только в специальных нормативных актах, регулирующих деятельность организации. Например, деятельность ломбардов регулирует Закон от 19 июля 2007 г. № 196-ФЗ, который обязывает их использовать сохранные квитанции и залоговые билеты (ст. 7 и 9 Закона от 19 июля 2007 г. № 196-ФЗ). Поэтому ломбард не имеет права применять ККТ вместо бланков строгой отчетности. Аналогичную точку зрения высказывает и Минфин России в письме от 18 марта 2008 г. № 03-01-15/3-67.

Ситуация: можно ли использовать приходный кассовый ордер (форма № КО-1) в качестве бланка строгой отчетности

Нет, нельзя.

Приходный кассовый ордер (форма № КО-1) в качестве бланка строгой отчетности не соответствует требованиям действующего законодательства (постановление Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359). В частности, в нем не предусмотрены такие обязательные реквизиты, как шестизначный номер и серия бланка. Таким образом, использовать приходный кассовый ордер как бланк строгой отчетности при расчетах с населением нельзя. Организацию могут оштрафовать за неприменение ККТ (ст. 14.5 КоАП РФ).

Ситуация: нужно ли перед применением регистрировать бланки строгой отчетности или автоматизированную систему печати таких бланков в налоговой инспекции

Нет, не нужно.

На сегодняшний день ни в Законе от 22 мая 2005 г. № 54-ФЗ, ни в постановлении Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359 нет требования о регистрации в налоговой инспекции как самих бланков строгой отчетности, так и автоматизированной системы их печати. Поэтому регистрировать их не нужно. Аналогичная точка зрения выражена в письмах Минфина России от 25 ноября 2010 г. № 03-01-15/8-250, от 16 ноября 2006 г. № 03-01-15/11-297 и ФНС России от 6 июня 2012 г. № АС-4-2/9337).

По материалам БСС «Система Главбух»

admin

Vivamus vel sem at sapien interdum pretium. Sed porttitor, odio in blandit ornare, arcu risus pulvinar ante, a gravida augue justo sagittis ante. Sed mattis consectetur metus quis rutrum. Phasellus ultrices nisi a orci dignissim nec rutrum turpis semper.