Какие права и обязанности есть у налогоплательщиков

Андрей Кизимовдействительный государственный советник РФ 3-го класса, кандидат экономических наук

С 2017 года к налогоплательщикам относятся и плательщики страховых взносов:
– на обязательное пенсионное страхование;
– на обязательное медицинское страхование;
– на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Раньше права и обязанности плательщиков страховых взносов определял Закон от 24 июля 2009 № 212-ФЗ. Теперь этот закон не действует (п. 5 ст. 18 Закона от 3 июля 2016 № 250-ФЗ), а права и обязанности плательщиков страховых взносов регулируют статьи 21 и 23 Налогового кодекса РФ.

Права налогоплательщиков

Налогоплательщики (плательщики страховых взносов) имеют право:

  • получать в налоговых инспекциях по месту своего учета бесплатную информацию (в т. ч. письменную) о действующих налогах и сборах, страховых взносах, о порядке их расчета, о полномочиях налоговых органов и их сотрудников;
  • бесплатно получать в налоговых инспекциях действующие формы налоговой отчетности и отчетности по страховым взносам, а также разъяснения о порядке их заполнения;
  • получать в Минфине России (региональных и местных финансовых органах) письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства;
  • пользоваться льготами, предусмотренными налоговым законодательством;
  • не исполнять требования налоговых инспекций, противоречащие действующему законодательству;
  • обжаловать акты налоговых инспекций, а также действия (бездействие) их сотрудников;
  • участвовать в рассмотрении материалов налоговых проверок;
  • проводить совместную с налоговой инспекцией сверку расчетов по налогам (сборам, страховым взносам, пеням, штрафам) и получать акт сверки.

Кроме того, налогоплательщики имеют право:

  • на своевременный зачет (возврат) переплаты по налогам (пеням, штрафам и страховым взносам);
  • на соблюдение и сохранение налоговой тайны;
  • на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами, действиями (бездействием) налоговых инспекций и их сотрудников.

Полный перечень прав налогоплательщиков приведен в статье 21 Налогового кодекса РФ.

Внимание: для ускорения документооборота между организациями и налоговыми инспекциями на официальном сайте ФНС России организован интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика – юридического лица» lk3.nalog.ru)

Подключившись к новому электронному ресурсу, любая организация сможет:

  • получать актуальную информацию о состоянии расчетов с бюджетом (наличии задолженности, имеющейся переплате и принятых решениях по взысканию недоимки или возврату (зачету) переплаты);
  • получать выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРН;
  • обмениваться документами при проведении совместных сверок расчетов с бюджетом;
  • составлять и направлять в налоговую инспекцию заявления об уточнении платежей, о зачете (возврате) имеющейся переплаты;
  • направлять в налоговую инспекцию сообщения об открытии и закрытии банковских счетов, об участии в российских и иностранных организациях;
  • направлять документы для постановки и снятия с учета по местонахождению обособленных подразделений, вносить изменения в сведения об обособленном подразделении;
  • получать решения налоговой инспекции по заявлениям и запросам, контролировать процесс их исполнения и др.

Полный перечень функций, которые организация может реализовать, воспользовавшись личным кабинетом, приведен в разделе 1 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 14 января 2014 г. № ММВ-7-6/8.

Обращение за разъяснениями законодательства

Ситуация: как обратиться в налоговую инспекцию за получением информации, касающейся расчета и уплаты налогов, страховых взносов

Обратиться в налоговую инспекцию можно:

  • устно (по телефону или лично к сотруднику отдела по работе с налогоплательщиками). Так обычно задают вопросы организационного характера (например, о графике приема конкретного инспектора или отдела);
  • по электронной почте через Интернет;
  • по телекоммуникационным каналам связи. При подготовке и отправке электронных обращений следует руководствоваться Методическими рекомендациями, утвержденными приказом ФНС России от 13 июня 2013 г. № ММВ-7-6/196;
  • письменно. Рекомендуемые образцы оформления письменных запросов приведены в приложениях 6, 7, 8 и 9 к Административному регламенту, утвержденному приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н. Запрос можно направить по почте или передать его лично в отдел работы с налогоплательщиками.

Кроме того, образцы составления запросов (писем, заявлений), а также информация о том, как их следует оформить и по какому адресу направить, размещаются в каждой налоговой инспекции на информационных и тематических стендах. Об этом сказано в подпунктах 2.2.1, 4.4.1.5 и 4.4.1.6 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444. Этот документ применяется в части, не противоречащей Административному регламенту, утвержденному приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н.

Письмо, направленное в инспекцию, должно быть подписано законным или уполномоченным представителем организации. Например, главный бухгалтер является уполномоченным представителем организации. Поэтому он может подписать запрос в налоговую инспекцию, только приложив к письму копию доверенности на право подписи (п. 3 ст. 26, п. 3 ст. 29 НК РФ). Анонимные запросы, а также запросы, подписанные уполномоченными представителями без приложения копий доверенностей, налоговые инспекции вправе не рассматривать. Это следует из пункта 27 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 2 июля 2012 № 99н.

Ответить на запрос налоговая инспекция должна не позднее 30 календарных дней со дня его регистрации. Срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен до 60 календарных дней. Но об этом налоговая инспекция должна проинформировать организацию и указать причины продления. Такой порядок установлен пунктом 4.3.2регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444.

Чтобы получить оперативную информацию, позвоните по телефону справочной службы налоговой инспекции. Номер телефона можно узнать на информационном стенде, на сайте инспекции или в местных СМИ. Такие правила установлены пунктами 4.3.1 и 4.3.3 регламента, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444. Номера телефонов московских налоговых инспекций приведены в таблице.

Все запросы налогоплательщика в налоговую инспекцию должны быть связаны с его текущей деятельностью. На вопросы, которые не имеют отношения к вашему бизнесу или требуют оценки перспективных последствий, инспекция вправе не отвечать (письмо ФНС России от 4 мая 2016 г. № ОА-4-17/7931).

С 2017 года за разъяснениями по уплате взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование плательщикам тоже следует обращаться в налоговые инспекции (п. 3 ст. 21, п. 2.1 ст. 32 НК РФ).

Ситуация: как обратиться в Минфин России (региональные и местные финансовые ведомства) за разъяснениями по налоговому законодательству

Обратиться в Минфин России (региональные и местные финансовые ведомства) можно только письменно (п. 1, 2 ст. 34.2 и подп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Порядок составления письменного обращения законодательно не урегулирован. В справочной службе Минфина России разъясняют, что запрос можно направить в произвольной форме. Единственное обязательное условие, которое Минфин России предъявляет к письменному запросу, – это наличие сведений об организации (ИНН, КПП, адрес). При этом без доверенности запрос может подписать только руководитель организации (ее законный представитель). Все остальные (уполномоченные представители) должны прилагать к запросу доверенность, подтверждающую их полномочия. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 19 декабря 2007 г. № 03-03-07/24.

Адрес Минфина России: 109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9. Адреса региональных или местных финансовых органов можно узнать в СМИ или на их официальных сайтах в Интернете.

Ответить на письменный запрос Минфин России и территориальные финансовые органы должны в течение двух месяцев со дня регистрации запроса. По решению руководителя финансового органа этот срок может быть продлен еще на один месяц. Такой порядок установлен пунктом 3 статьи 34.2 Налогового кодекса РФ.

С 2017 года за разъяснениями по уплате взносов на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование плательщики тоже вправе обращаться в Минфин России (п. 1 ст. 34.2 НК РФ).

Обязанности налогоплательщиков

Налогоплательщики (плательщики страховых взносов) обязаны:

  • платить установленные налоги, сборы и страховые взносы;
  • своевременно вставать на налоговый учет;
  • вести учет доходов, расходов и объектов обложения налогами и страховыми взносами. Плательщики страховых взносов дополнительно обязаны вести индивидуальный учет страховых взносов по каждому физлицу, в пользу которого были выплаты;
  • сдавать отчетность по налогам, сборам и страховым взносам. Плательщики страховых взносов дополнительно обязаны сдавать в налоговые инспекции сведения о застрахованных лицах (персучет) и документы, необходимые для расчета и уплаты страховых взносов;
  • сдавать годовую бухгалтерскую отчетность (в течение трех месяцев по окончании года);
  • представлять налоговым инспекциям и их сотрудникам документы, необходимые для налоговых проверок;
  • хранить документы бухгалтерского и налогового учета в течение четырех лет, а документы, связанные с расчетом и уплатой страховых взносов, – в течение шести лет;
  • обеспечивать возможность получать из инспекции документы через спецоператора в случаях, когда отчетность надо сдавать только в электронном виде;
  • направлять в налоговую инспекцию в течение шести рабочих дней электронные квитанции о получении документов, отправленных инспекцией налогоплательщику в электронном виде (например, требования о представлении документов). Передать в инспекцию такую квитанцию налогоплательщик может как самостоятельно, так и через своего уполномоченного представителя (письмо ФНС России от 22 апреля 2015 г. № ЕД-4-15/6906). Важно: эта обязанность распространяется только на тех налогоплательщиков, которые должны сдавать налоговую отчетность в электронном виде.

Полный перечень обязанностей налогоплательщиков приведен в статье 23 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: как вовремя уведомлять налоговую инспекцию о том, что получили документы по ТКС

Ежедневно проверяйте поступление документов из налоговой инспекции и оперативно реагируйте на полученные запросы.

Все налогоплательщики, которые обязаны сдавать отчетность в электронном виде, должны иметь возможность получать электронные документы из налоговой инспекции и отправлять в инспекцию сообщения об их получении. Речь, в частности, идет о требованиях представить документы или пояснения, об уведомлениях о вызове в инспекцию и т. д.

Но просто подключиться к «электронному общению» с ИФНС недостаточно. Организация должна поддерживать обратную связь и подтверждать, что документы получены, электронными квитанциями. Такую квитанцию нужно отправить в инспекцию в течение шести рабочих дней. Сделать это может как законный, так и уполномоченный представитель организации. Например, если срок передачи квитанции истекает, а в офисе отключили Интернет, бухгалтер может отправить электронную квитанцию со своего домашнего компьютера (письмо ФНС России от 22 апреля 2015 г. № ЕД-4-15/6906).

Важно: шестидневный срок отсчитывайте со дня, когда инспектор отправил его. Пропускать такой срок рискованно – инспекция может заблокировать ваш банковский счет. На то, чтобы принять решение о заморозке счета, у инспекторов есть 10 рабочих дней после того, как истечет шестидневный срок на отправку электронной квитанции.

Это следует из положений пункта 5.1 статьи 23 и подпункта 2 пункта 3 статьи 76 Налогового кодекса РФ.

Поэтому, если хотите избежать санкций наверняка, лучше ежедневно проверять, нет ли входящих сообщений из налоговой инспекции.

Обеспечивать электронный документооборот с ИФНС могут:
– сами налогоплательщики;
– уполномоченные представители налогоплательщика, в частности, специализированные организации, которым поручили вести учет и сдавать отчетность.

Обязанность налогоплательщика по обеспечению электронного документооборота считается исполненной только при наличии договора со спецоператором. Стороной договора может быть как сам налогоплательщик, так и его уполномоченный представитель. Но в любом случае отвечать за нарушения в приеме и отправке электронной корреспонденции будет сам налогоплательщик.

Если электронную переписку с ИФНС ведет специализированная организация, учтите следующие особенности. Обязанность налогоплательщика получать электронную корреспонденцию из инспекции считается исполненной, если специализированная организация:
– заключила со спецоператором договор на оказание услуг по ведению электронного документооборота (о передаче прав на использование соответствующего программного обеспечения);
– имеет квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи;
– налогоплательщик представил в ИФНС доверенность, которая подтверждает полномочия специализированной организации на прием электронной корреспонденции из инспекции.

Аналогичные разъяснения есть в письме ФНС России от 29 июня 2016 № ЕД-4-15/11597.

Срок, в течение которого налогоплательщик должен обеспечить электронный документооборот, – 10 рабочих дней с того момента, когда у него впервые возникла обязанность передавать налоговую отчетность в электронном виде. Этот срок распространяется и на те случаи, когда вести электронный документооборот будет уполномоченный представитель. В течение 10 рабочих дней организация должна заключить со спецоператором договор, на основании которого спецоператор будет:
– передавать налоговую отчетность;
– принимать электронную корреспонденцию из ИФНС и передавать ее налогоплательщику.

Кроме того, у налогоплательщика должно быть программное обеспечение, которое позволит вести электронную переписку с инспекцией, и квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи.

Пример, как определить дату, с которой организация должна перейти на электронный документооборот с налоговой инспекцией

С 1 июля организация теряет право на применение упрощенки и становится плательщиком НДС. С этого же момента на нее распространяются требования пункта 5статьи 174 Налогового кодекса РФ о представлении деклараций по НДС в электронном виде.

Допустим, что 1 июля – пятница. Срок, отведенный на обеспечение электронного документооборота, – 10 рабочих дней. Отсчет срока, установленного в днях, начинается со 2 июля. Таким образом, последним днем, когда организация должна исполнить обязанность по обеспечению электронного документооборота, является 15 июля. Самостоятельной ответственности за нарушение установленного срока Налоговый кодекс РФ не устанавливает. Но если после 15 июля организация не сможет подтвердить получение электронной корреспонденции из налоговой инспекции, то в течение 10 рабочих дней после того, как инспекция обнаружит такое нарушение, она вправе заблокировать расчетный счет организации.

Пример, как определить срок для отправки электронной квитанции о получении документов из налоговой инспекции

Инспекция направила организации электронное требование о представлении документов 13 февраля 2017 года. Электронную квитанцию о получении требования организация должна отослать в инспекцию не позже 21 февраля. Решение о блокировке банковского счета организации (если квитанция не будет отправлена) инспекция может принять в период с 22 февраля по 7 марта 2017 года включительно.

Уведомление о получателе документов

Организация должна сообщить в инспекцию сведения о получателе документов из ИФНС. То есть сведения о должностном лице либо об уполномоченном представителе, которого компания наделила полномочиями получать из инспекции электронные документы.

Чтобы сообщить о получателе, отправьте в ИФНС электронное уведомление с усиленной квалифицированной подписью. Формат уведомления установлен письмом ФНС России от 20 октября 2016 № ПА-4-6/19884. Уведомление направьте в ИФНС, где организация состоит на учете. Об этом сказано в пункте 4 Порядка, направленного письмом ФНС России от 6 октября 2016 № ПА-4-6/18891.

Если уведомление подает уполномоченный представитель, предварительно он должен представить в ИФНС доверенность, которая подтверждает его полномочия (п. 10Порядка, направленного письмом ФНС России от 6 октября 2016 № ПА-4-6/18891).

После того как в инспекцию поступит новое уведомление, все уведомления, представленные раньше, она аннулирует (п. 11 Порядка, направленного письмом ФНС России от 6 октября 2016 № ПА-4-6/18891). ИФНС будет направлять документы на адрес получателя, указанного в последнем уведомлении. Если получателей несколько – документы направят каждому из них.

Что будет, если срок полномочий получателя, указанного в последнем уведомлении? Инспекторы посмотрят, есть ли «старые» уведомления, по которым можно отправить документы. Если нет, свое сообщение инспекция пошлет отправителю последнего документа в ИФНС, на которого сформирована квитанция о приеме. При условии, что у этого отправителя есть полномочия. Об этом сказано в пунктах 1–3 Порядка, направленного письмом ФНС России от 6 октября 2016 № ПА-4-6/18891.

Как заполнить уведомление

Показатель Что указывать
Поле «Код налогового органа – конечного получателя» Код ИФНС, в которую направляете уведомление. Значение показателя выбирайте из классификатора «Система обозначений налоговых органов»
Сведения о налогоплательщике
Организации заполняют раздел «Сведения об организации», поля «Наименование организации», «ИНН организации» и «КПП организации» Укажите название организации, в которую ИФНС будет направлять документы для получателя, указанного в уведомлении. Здесь же укажите ИНН и КПП этой организации
Налогоплательщики-физлица заполняют раздел «Сведения о физическом лице», поле ИНН Укажите ИНН физлица, которому ИФНС будет направлять документы для получателя, указанного в уведомлении.
Сведения о получателе документов для налогоплательщика
Поле «Идентификатор участника документооборота» Укажите цифровой код получателя, присвоенный ему в Информационном ресурсе участников документооборота (идентификатор абонента)
Поле «Сведения о должностных лицах, сертификаты которых используются для шифрования в рамках направления документов» Укажите Ф. И. О. уполномоченных должностных лиц, у которых есть действующие сертификаты ключей проверки подписи
Организации заполняют раздел «Сведения об организации», поля «Наименование организации», «ИНН организации» и «КПП организации» Укажите название, ИНН и КПП организации, в адрес которой ИФНС будет направлять документы для налогоплательщика, указанного в разделе «Сведения о налогоплательщике»
Физлица заполняют раздел «Сведения о физическом лице», ИНН Укажите Ф. И. О. и ИНН физлица, в адрес которого ИФНС будет направлять документы для налогоплательщика, указанного в разделе «Сведения о налогоплательщике»
Сведения о лице, подписавшем электронный документ
Поле «Признак лица, подписавшего документ» Укажите – «1», если документ подписывает налогоплательщик, или «2», если документ подписывает уполномоченный представитель
Поле «ФИО физического лица» Укажите фамилию и инициалы лица, имеющего право подписывать электронные документы (законного или уполномоченного представителя)
Поле «Сведения о представителе плательщика» Укажите реквизиты документа (доверенности), который подтверждает полномочия представителя, указанного в разделе «Сведения о получателе документов для налогоплательщика»

Прием уведомления (отказ в приеме)

На следующий рабочий день после отправки уведомления ИФНС должна вам направить:
– подтверждение даты отправки;
– квитанцию о приеме или об отказе в приеме уведомления.

Датой получения уведомления будет дата, указанная в квитанции о приеме. Если вы не получили такую квитанцию, отправьте уведомление повторно.

ИФНС откажет в приеме уведомления, если:
– уведомление не соответствует формату;
– нет усиленной квалифицированной подписи лица, направившего уведомление;
– уведомление отправлено в ИФНС по ошибке;
– у получателей, указанных в уведомлении, нет необходимых полномочий.

После того как вы получили отказ, исправьте ошибки и отправьте документ повторно.

Об этом сказано в пунктах 18–23 Порядка, направленного письмом ФНС России от 6 октября 2016 № ПА-4-6/18891.

Главбух советует: на практике возможны ситуации, когда организации придется вести с налоговой инспекцией переписку, выходящую за рамки обычного электронного документооборота. Например, если организация получила неправильно оформленные электронные документы или по ошибке отказалась от их приема.

Бывает, что свои требования инспекции направляют налогоплательщикам обычным электронным письмом или рассылкой. Ни подтвердить, ни отклонить такое сообщение автоматически не удастся. Оно будет среди обычных писем. Чтобы обезопасить себя от возможных претензий, составьте и отправьте в инспекцию письмо через ТКС. В этом письме поясните, что требование инспекции было направлено не по установленному формату. Однако организация готова его исполнить.

Также организация может случайно отклонить электронное требование или запрос инспекции. В этом случае тоже составьте письмо, в котором признайте свою ошибку и подтвердите, что требование (запрос) будет исполнено в установленный срок.

Ситуация: обязательно ли сдавать в налоговую инспекцию договор со спецоператором

Делать это необязательно. Договор представьте, только если его потребует инспектор.

Убедитесь, что договор у вас есть. Кстати, инспекторы могут проверить, готовы ли вы к электронному документообороту (письмо ФНС России от 29 июня 2016 г. № ЕД-4-15/11597). Для этого они направят в организацию тестовое электронное сообщение. Если оно не пройдет, инспекторы вправе заблокировать расчетный счет организации (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ). То же самое, если вы не подтвердите, что получили запрос.

Информирование налоговой инспекции

Налогоплательщики должны сообщать в налоговую инспекцию:

– об участии в российских организациях, если доля прямого участия превышает 10 процентов, – в течение одного месяца со дня начала такого участия по форме № С-09-6, утвержденной приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362. Исключение составляет участие в хозяйственных товариществах и обществах с ограниченной ответственностью – об этих фактах в инспекции сообщать не нужно. Кроме того, организации освобождены от обязанности информировать инспекции о предстоящей ликвидации или реорганизации;

– об обособленных подразделениях, созданных на территории России (за исключением филиалов и представительств) – в течение одного месяца со дня создания подразделения по форме № С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 9 июня 2011 № ММВ-7-6/362. Подробнее о порядке уведомления см. таблицу;

– об обособленных подразделениях (включая филиалы, представительства), которые наделили полномочиями (лишили полномочий) начислять вознаграждения физлицам – в течение одного месяца со дня, когда подразделение получило такие полномочия или лишилось их. Форма сообщения утверждена приказом ФНС России от 10 января 2017 № ММВ-7-14/4;

– об изменениях в ранее поданных в налоговые инспекции сведениях об обособленных подразделениях (например, об изменении местонахождения обособленного подразделения) – в течение трех рабочих дней со дня изменения указанных сведений по форме № С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362;

– об обособленных подразделениях на территории России (включая филиалы и представительства), деятельность которых прекращается:

1) в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (при закрытии филиала или представительства);

2) в течение трех рабочих дней со дня прекращения деятельности организации через иное обособленное подразделение.

Сообщение нужно представить по форме № С-09-3-2, утвержденной приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362. Подробнее о порядке уведомления см. таблицу;

– о своем участии в иностранных организациях (если доля такого участия, определенная в порядке, предусмотренном ст. 105.2 НК РФ, превышает 10%);

– об учреждении иностранных структур без образования юридического лица, а также о контроле над ними или фактическом праве на доход, получаемый такой структурой;

– о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых налогоплательщик является контролирующим лицом.

Кроме того, в налоговые инспекции должны направлять сведения:

1) налогоплательщики – физические лица – о наличии у них объектов недвижимости и транспортных средств, которые облагаются налогом на имущество или транспортным налогом. Сообщения можно не подавать:
– если из инспекции было получено уведомление об уплате налога;
– если налог был уплачен без уведомления;
– если инспекция не направляла уведомление в связи с имеющейся у плательщика льготой по уплате налога;

2) иностранные организации, имеющие в России недвижимое имущество, – о своих учредителях (участниках). Иностранные структуры без образования юридического лица обязаны информировать о своих бенефициарах и управляющих. Сведения нужно подавать в налоговую инспекцию по местонахождению объекта недвижимости, а при наличии нескольких объектов – в одну из таких инспекций по выбору иностранной организации (структуры).

Это следует из положений пунктов 2, 2.1, 3.1, 3.2 статьи 23, статьи 6.1, пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ, постановления Президиума ВАС РФ от 20 июля 2010 г. № 3018/10 и письма Минфина России от 7 февраля 2011 г. № 03-02-08/12.

Внимание: со 2 мая 2014 года налогоплательщики освобождены от обязанности информировать налоговые инспекции об открытии (закрытии) банковских счетов, в том числе валютных (подп. «б» п. 1, п. 11 ст. 1 Закона от 2 апреля 2014 г. № 52-ФЗ). Это правило не распространяется на банковские счета, открытые за рубежом. Об открытии (закрытии) таких счетов организации по-прежнему обязаны сообщать в налоговые инспекции по месту своего учета (ч. 2 ст. 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).

Сведения о счетах, открытых за рубежом

Ситуация: должна ли российская организация сообщить в налоговую инспекцию об изменениях реквизитов банковских счетов, открытых за рубежом

Да, должна.

Российские организации должны уведомлять свою налоговую инспекцию:

  • об открытии и закрытии счетов в банках, расположенных за пределами России;
  • об изменении реквизитов счетов, открытых в банках за пределами России.
Внимание: за непредставление или несвоевременное представление сведений об изменениях реквизитов банковских счетов, открытых за рубежом, налоговая инспекция может оштрафовать организацию и ее должностных лиц на основании статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Несвоевременное представление или представление не по установленной форме уведомления об изменении реквизитов зарубежных банковских счетов квалифицируется как нарушение валютного законодательства. Ответственность за такое нарушение предусмотрена частью 2 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Размер штрафа составляет:

  • для организации – от 50 000 до 100 000 руб.;
  • для виновных должностных лиц – от 5000 до 10 000 руб.

Непредставление сведений об открытии (закрытии) или изменении реквизитов зарубежных банковских счетов влечет ответственность в виде штрафа:

  • для организации – от 800 000 до 1 000 000 руб.;
  • для должностных лиц – от 40 000 до 50 000 руб.

Такие правила установлены частью 2.1 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Штрафы взыскивают налоговые органы (ст. 23.60 КоАП РФ, п. 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506).

Направлять эти сведения можно как на бумажных носителях, так и в электронном виде (п. 7 ст. 23 НК РФ). Формы уведомлений об открытии (закрытии, об изменении реквизитов) банковских счетов за границей утверждены приказом ФНС России от 21 сентября 2010 г. № ММВ-7-6/457. Рекомендуемые электронные форматы этих уведомлений утверждены приказом ФНС России от 14 ноября 2013 г. № ММВ-7-14/502. Таким образом, при открытии, закрытии или изменении реквизитов банковских счетов, открытых за границей, организация обязана сообщить об этом в налоговую инспекцию с использованием указанных форм или электронных форматов.

Ситуация: должна ли российская организация сообщить в налоговую инспекцию о движении средств на банковских счетах, открытых за рубежом

Да, должна.

Российские организации ежеквартально должны уведомлять свою налоговую инспекцию о движении средств на счетах, открытых в банках за пределами России. Исключение из этого правила составляют:

  • дипломатические представительства;
  • консульские учреждения России и иные официальные представительства России, находящиеся за границей;
  • постоянные представительства России при межгосударственных и межправительственных организациях.

Об этом сказано в части 7 статьи 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ и пунктах 3–4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2005 г. № 819.

Внимание: за несвоевременное (некорректное) представление сведений о движении денежных средств на банковских счетах, открытых за рубежом, налоговая инспекция может оштрафовать организацию и ее должностных лиц на основании статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Несвоевременное (некорректное) представление сведений о движении денежных средств на зарубежных банковских счетах квалифицируется как нарушение валютного законодательства. Ответственность за такое нарушение предусмотрена частью 6 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Штрафы взыскивают налоговые органы (ст. 23.60 КоАП РФ, п. 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506).

Размер штрафа составляет:

  • для организации – от 40 000 руб. до 50 000 руб.;
  • для виновных должностных лиц – от 4000 руб. до 5000 руб.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 11 мая 2012 г. № АС-4-2-7654.

Правила представления отчета и его форма утверждены постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2005 г. № 819.

В течение 30 дней по окончании каждого квартала организация представляет в налоговую инспекцию по каждому счету, открытому за пределами России, следующие документы:

  • отчет в двух экземплярах, составленный на последнюю дату отчетного квартала;
  • банковские документы, подтверждающие сведения, указанные в отчете (банковские выписки или другие документы, выданные в соответствии с законодательством страны, в которой зарегистрирован банк).

Это установлено в пункте 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2005 г. № 819.

При этом к подтверждающим банковским документам предъявляются следующие требования:

  • документы должны быть представлены за период с первого по последнее число отчетного квартала. Если счет был открыт не с первого числа, то – за период со дня его открытия до последнего числа отчетного квартала. Если счет был закрыт с первого числа отчетного квартала до даты закрытия счета;
  • документы должны быть оформлены в виде копии, заверенной российским нотариусом. К документам на иностранном языке должен быть приложен нотариально заверенный перевод.

Такой порядок установлен в пунктах 5 и 7 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2005 г. № 819.

Отчет и подтверждающие банковские документы организация может представить в инспекцию одним из следующих способов:

  • лично инспектору;
  • отправив заказное письмо с уведомлением о вручении.

Об этом сказано в пункте 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2005 г. № 819.

Один экземпляр отчета с отметкой налоговой инспекции возвращается организации под расписку в день приема или направляется заказным письмом в течение пяти рабочих дней с момента получения отчета (если документы организация посылала по почте). Второй экземпляр отчета вместе с подтверждающими банковскими документами остается в налоговой инспекции. Об этом сказано в пункте 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2005 г. № 819.

При этом днем приема отчета и подтверждающих документов является:

  • дата, указанная в отметке налоговой инспекции о принятии отчета (если документы организация представила инспектору лично (через представителя));
  • дата направления организацией заказного письма (при отправлении документов по почте).

Это установлено пунктом 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2005 г. № 819.

О выявленных фактах неточности в заполнении отчета (документов), непредставлении банковских документов налоговая инспекция уведомляет организацию в течение пяти рабочих дней со дня получения отчета. Уведомление выдается лично организации (представителю) под расписку или направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Исправленные (недостающие) документы организация должна представить в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления.

Такой порядок предусмотрен пунктами 10 и 11 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2005 г. № 819.

На одном экземпляре исправленного (уточненного) отчета налоговая инспекция проставляет отметку о получении и отдает организации (представителю организации) в день представления отчета. Если исправленный (уточненный) отчет был направлен в инспекцию по почте, налоговая инспекция направляет экземпляр с отметкой о получении по почте заказным письмом в течение пяти рабочих дней со дня получения отчета. Второй экземпляр исправленного (уточненного) отчета и (или) подтверждающие банковские документы остаются в налоговой инспекции. Об этом говорится в пункте 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2005 г. № 819.

Сведения об изменении состава акционеров

Ситуация: нужно ли подавать в налоговую инспекцию сведения об изменении состава акционеров

Нет, не нужно.

Налоговая инспекция не отслеживает изменение состава акционеров акционерных обществ. Данную функцию выполняет держатель реестра акционеров (п. 2, 3 ст. 44 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ). Держателем может быть само общество или регистратор. При этом данные об изменении сведений о держателе реестра акционеров необходимо подать в налоговую инспекцию (п. 7.14 приложения 20 к приказу ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25).

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 6 августа 2007 г. № 03-02-07/1-364.

Ответственность за неисполнение обязанностей налогоплательщика

Если организация не исполняет своих обязанностей или исполняет их не полностью, то ее могут привлечь к налоговой ответственности (п. 5 ст. 23 НК РФ)

admin

Vivamus vel sem at sapien interdum pretium. Sed porttitor, odio in blandit ornare, arcu risus pulvinar ante, a gravida augue justo sagittis ante. Sed mattis consectetur metus quis rutrum. Phasellus ultrices nisi a orci dignissim nec rutrum turpis semper.