Какие операции освобождены от НДС

Какие операции освобождены от НДС

По материалам сайта БСС «Система Главбух»

Ольга Цибизова,

начальник отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Перечень операций, при выполнении которых НДС начислять не нужно, зависит от системы налогообложения, которую применяет организация.

ОСНО

Не начисляйте НДС по операциям:

  • которые не являются объектом обложения НДС;
  • которые льготируются (освобождены от налогообложения).

Операции, которые не являются объектом обложения НДС, перечислены в пункте 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ. К ним, например, относятся:

  • реализация земельных участков (долей в них) (подп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ);
  • передача имущества и имущественных прав правопреемникам при реорганизации организации (подп. 2 п. 3 ст. 39, подп. 1 и 7 п. 2 ст. 146 НК РФ);
  • безвозмездная передача объектов социально-культурной сферы и жилищно-коммунального назначения органам государственной власти и местного самоуправления (подп. 2 п. 2 ст. 146 НК РФ);
  • выполнение работ (оказание услуг) в рамках мероприятий по снижению напряженности на рынке труда, реализуемых по решениям Правительства РФ (подп. 11 п. 2 ст. 146 НК РФ), и т. д.

Кроме того, не является объектом обложения НДС передача имущества в качестве вклада в уставный капитал других организаций (подп. 1 п. 2 ст. 146 и подп. 4 п. 3 ст. 39 НК РФ).

В отличие от вкладов в уставный капитал имущественные вклады участников обществ с ограниченной ответственностью НДС облагаются. Если в соответствии со статьей 27 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ участники вносят в имущество ООО какие-либо активы (кроме денежных средств), они должны начислять налог как при безвозмездной передаче. Это следует из положений пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмом Минфина России от 15 июля 2013 г. № 03-07-14/27452.

При осуществлении операций, не являющихся объектом обложения НДС, счета-фактуры не выставляйте (п. 3 ст. 169 НК РФ).

Перечень операций, которые льготируются (освобождены от налогообложения), приведен в пунктах 1, 2 и 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ. К ним, например, относятся:

  • предоставление денежных займов (подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • реализация лома и отходов черных и цветных металлов (подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) которых не превышают 100 руб. на одну единицу (подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • реализация коммунальных услуг и услуг по содержанию общего имущества в многоквартирных домах (подп. 29 и 30 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • образовательные услуги, оказываемые некоммерческими организациями. Льгота распространяется на услуги по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, а также дополнительных образовательных услуг, указанных в лицензии (подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • услуги, связанные с социальным обслуживанием несовершеннолетних детей, граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей (подп. 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ);
  • реализация (передача для собственных нужд) предметов религиозного назначения и религиозной литературы в рамках религиозной деятельности (подп. 1 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • безвозмездные услуги по производству (распространению) социальной рекламы (подп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ) и т. д.

При осуществлении операций, освобожденных от налогообложения, счета-фактуры выставляйте с пометкой «Без налога (НДС)» (п. 5 ст. 168 НК РФ)

Для ведения некоторых операций, перечисленных в статье 149 Налогового кодекса РФ, нужна лицензия. В таком случае НДС не платите, только если у организации есть лицензия на соответствующие виды деятельности (п. 6 ст. 149 НК РФ, абз. 3 письма Минфина России от 1 декабря 2005 г. № 03-04-11/321).

Льготы по НДС, предусмотренные статьей 149 Налогового кодекса РФ, не применяются в отношении вознаграждений по агентским договорам, договорам поручения и комиссии (п. 7 ст. 149 НК РФ). Исключением из этого правила являются только вознаграждения за оказание посреднических услуг по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1, подпунктах 1 и 8 пункта 2 и подпункте 6 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ (п. 2 ст. 156 НК РФ). Среди них – некоторые виды медицинских товаров, ритуальные услуги, изделия народных художественных промыслов.

Порядок начисления НДС в отдельных ситуациях приведен в таблице.

По операциям, перечисленным в пункте 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ, организация может отказаться от льготы и платить НДС в обычном порядке.

Главбух советует: организации выгодно отказаться от льготы по НДС в следующих случаях:
  • при экспорте (поскольку, используя освобождение, организация теряет право применять ставку 0 процентов);
  • при отказе покупателей заключать договоры на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), если в их стоимость не включен НДС;
  • если отказ от льготы по НДС приведет к увеличению прибыли организации (увеличение прибыли возможно, если у организации достаточно большие суммы входящего налога и покупатель согласен приобрести товар по повышенной цене);
  • если трудно вести раздельный учет по операциям, облагаемым НДС и освобожденным от налогообложения.

Если организация осуществляет операции, как облагаемые НДС, так и освобожденные от обложения, то организуйте раздельный учет таких операций (п. 4 ст. 149 НК РФ).

Ситуация: должна ли организация уведомить налоговую инспекцию о том, что она решила использовать льготу по НДС

Нет, не должна.

Условия применения льготы по НДС установлены главой 21 Налогового кодекса РФ. Среди них нет таких, которые обязывали бы организацию уведомлять налоговую инспекцию об ее использовании. Поэтому, чтобы начать применять льготу по НДС, никакого заявления (уведомления и т. п.) в налоговую инспекцию не подавайте. По той же причине не нужно и разрешение на использование льготы. Достаточно того, чтобы деятельность организации отвечала условиям, перечисленным в соответствующем пункте статьи 149 Налогового кодекса РФ.

Налоговая инспекция узнает о том, что организация решила использовать льготу по НДС, из декларации по НДС.

Главбух советует: при проведении камеральной проверки налоговая инспекция может потребовать документы, подтверждающие обоснованность использования льготы по НДС (п. 6 ст. 88 НК РФ). Поэтому соответствующие документы лучше подготовить заранее.

Льготы в образовании и здравоохранении

Ситуация: может ли столовая использовать льготу по НДС при реализации покупных продуктов питания в образовательной (медицинской) организации

Нет, не может.

Льгота по НДС, предусмотренная подпунктом 5 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ, распространяется:

  • на столовые образовательных или медицинских организаций, которые реализуют продукты питания в этих организациях;
  • на предприятия общепита, которые реализуют продукты питания образовательным (медицинским) организациям или работающим в них столовым.

При этом в обоих случаях от НДС освобождается реализация лишь тех продуктов питания, которые произведены (приготовлены, выработаны, переработаны) непосредственно этими столовыми или предприятиями общепита. Такое условие прямо прописано в подпункте 5 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ. Следовательно, со стоимости покупных продуктов питания, реализуемых в образовательных (медицинских) организациях, НДС нужно начислять на общих основаниях.

Классификация предприятий общепита и требования к их оборудованию установлены ГОСТ Р 50762-2007, утвержденным приказом Ростехрегулирования от 27 февраля 2007 г. № 475-ст. Поэтому право на льготу по НДС имеют только те организации общепита, которые соответствуют данному стандарту (письмо ФНС России от 19 октября 2011 г. № ЕД-4-3/17283).

 

Ситуация: должна ли организация иметь лицензию на продажу медицинской техники, чтобы воспользоваться льготой по НДС при ее реализации. Медтехнику организация продает оптом

Нет, не должна.

В пункте 6 статьи 149 Налогового кодекса РФ сказано, что, если организация осуществляет деятельность, подлежащую лицензированию, она может воспользоваться льготой лишь при наличии лицензии. Деятельность по продаже медтехники лицензированию не подлежит (ст. 12 Закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ). Значит, в этом случае организация может воспользоваться льготой по НДС на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ.

 

Ситуация: может ли организация использовать льготу по НДС при реализации сотрудникам платных медицинских услуг. Услуги оказываются в собственном медпункте, который имеет лицензию на оказание таких услуг

Да, может.

В подпункте 2 пункта 2 и пункте 6 статьи 149 Налогового кодекса РФ сказано, что от уплаты НДС освобождаются медицинские услуги, которые оказывают медицинские организации или учреждения. Перечень медицинских услуг, реализация которых освобождается от уплаты НДС, утвержден постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2001 г. № 132. Оказывать эти услуги можно только при наличии действующей лицензии, выданной в соответствии с пунктом 1 Требований, утвержденных приказом Минздрава России от 11 марта 2013 г. № 121н (п. 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291). Кроме того, право организации на оказание медицинских услуг должно быть подтверждено соответствующим кодом ОКВЭД, зарегистрированным в ЕГРЮЛ.

Если эти условия выполняются, организация может использовать льготу по НДС при реализации платных медицинских услуг, оказываемых ее медпунктом. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 24 июля 2013 г. № 03-07-07/29160.

 

Ситуация: нужно ли платить НДС при реализации очков

Нет, не нужно.

В перечень линз и оправ для очков, реализация которых не облагается НДС, очки не входят (перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28 марта 2001 г. № 240). Однако они есть в перечне льготируемой медтехники, утвержденном постановлением Правительства РФ от 17 января 2002 г. № 19. В соответствии с ним очки относятся к группе «Приборы и аппараты для диагностики (кроме измерительных). Очки», имеющей код по Общероссийскому классификатору продукции 94 4200. Поэтому при их реализации НДС организация платить не должна (подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ).

 

Ситуация: нужно ли платить НДС при реализации комплектующих (запчастей) к техническим средствам, используемым исключительно для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов

Да, нужно.

От НДС освобождается реализация на территории России технических средств, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов (подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ). Перечень таких технических средств утвержден постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. № 998.

Под техническими средствами профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов подразумеваются любые изделия, инструменты, оборудование, устройства, приборы, приспособления или технические системы, обладающие специальными реабилитационными свойствами, которые позволяют предотвратить, компенсировать, ослабить или нейтрализовать ограничение жизнедеятельности инвалида. Такое определение содержится в пункте 3.5 ГОСТ Р 51079-2006, утвержденного приказом Ростехрегулирования от 11 мая 2006 г. № 92-ст.

Комплектующие (запчасти) к техническим средствам для инвалидов в перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. № 998, не упомянуты. Более того, сами по себе они не обладают реабилитирующими свойствами, указанными в ГОСТ Р 51079-2006. Поэтому оснований для применения льготы по НДС при реализации таких комплектующих (запчастей) нет.

Исключение составляют комплектующие (запчасти), которые в соответствии со спецификацией к договору реализуются вместе (в комплекте) с техническими средствами реабилитации инвалидов и включаются в общую стоимость поставки. В подобных случаях их следует рассматривать не как самостоятельные объекты реализации (товары), а как составные части того или иного устройства (приспособления, прибора и т. п.). При таком условии НДС со стоимости комплектующих (запчастей) отдельно начислять не нужно.

 

Ситуация: нужно ли начислять НДС при экспорте медтехники

Нет, не нужно. Исключением является экспорт в страны – участницы Таможенного союза. При экспорте медтехники в республики Беларусь или Казахстан российская организация-экспортер должна начислить НДС по ставке 0 процентов.

Медтехника относится к товарам, реализация которых на территории России освобождена от обложения НДС (подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 17 января 2002 г. № 19, и перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. № 998). Освобождение от налогообложения означает, что при реализации таких товаров налоговая база не формируется и никакие налоговые ставки не применяются. А значит, по общему правилу начислять НДС (в т. ч и по ставке 0%) при экспорте медтехники российская организация-экспортер не должна. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 8 февраля 2005 г. № 03-04-08/18.

Исключение из этого правила составляют операции по реализации медтехники в страны – участницы Таможенного союза. При экспорте товаров в страны – участницы Таможенного союза порядок начисления НДС регулируется не Налоговым кодексом РФ, а протоколом, ратифицированным Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ. В соответствии с пунктом 1 статьи 1 этого протокола экспорт товаров в рамках Таможенного союза облагается НДС по ставке 0 процентов. Никаких исключений в отношении товаров, реализация которых на внутреннем рынке страны-экспортера освобождена от НДС, протокол не содержит. Таким образом, при экспорте медтехники в республики Беларусь или Казахстан российская организация-экспортер должна начислить НДС по ставке 0 процентов. При этом право на применение нулевой налоговой ставки должно быть документально подтверждено.

Такой порядок следует из положений пунктов 2 и 3 статьи 1 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 98-ФЗ, и подтверждается письмом Минфина России от 21 мая 2013 г. № 03-07-13/1/18017.

 

Ситуация: нужно ли платить НДС при реализации материалов и полуфабрикатов для изготовления зубных протезов

Нет, не нужно.

Зубные протезы, а также сырье (материалы, полуфабрикаты) для их изготовления входят в состав технических средств, которые используются для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов и реализация которых не подлежит обложению НДС (перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. № 998). Значит, при реализации материалов и полуфабрикатов для изготовления зубных протезов НДС не начисляйте (подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ).

 

Ситуация: нужно ли платить НДС при реализации тонометров

Нет, не нужно.

Перечень важнейшей и жизненно необходимой медтехники, реализация которой не подлежит обложению НДС, утвержден постановлением Правительства РФ от 17 января 2002 г. № 19. В соответствии с ним к льготируемой технике относятся измерительные приборы для функциональной диагностики, которые входят в одноименную группу, имеющую код по Общероссийскому классификатору продукции 94 4100. Тонометры включены в эту группу под кодом 94 4130. Поэтому при их реализации НДС не начисляйте (подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ).

 

Ситуация: нужно ли платить НДС при реализации стоматологических услуг

Нет, не нужно.

Перечень оказываемых населению медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, реализация которых не подлежит обложению НДС, утвержден постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2001 г. № 132. В соответствии с ним от налогообложения освобождаются:

  • услуги медицинских учреждений по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках амбулаторно-поликлинической (в т. ч. доврачебной), стационарной медицинской помощи;
  • услуги, непосредственно оказываемые населению в дневных стационарах и службами врачей общей (семейной) практики, в санаторно-курортных учреждениях.

Как следует из Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291, к таким услугам отнесены и услуги по стоматологии, в том числе:

  • детской;
  • профилактической;
  • ортопедической;
  • терапевтической;
  • хирургической;
  • стоматологии общей практики;
  • гигиены в стоматологии.

Таким образом, если организация оказывает стоматологические услуги и у нее есть соответствующая лицензия, НДС на их стоимость не начисляйте (подп. 2 п. 2 и п. 6 ст. 149 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 15 марта 2006 г. № 03-04-05/04, МНС России от 8 февраля 2002 г. № 03-1-09/18/291-Д504. Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 31 января 2011 г. № Ф03-9484/2010, ФАС Центрального округа от 14 июля 2009 г. № А54-4112/2008С21).

 

Ситуация: может ли медицинская организация использовать льготу по НДС при проведении медосмотров сторонних сотрудников. Медосмотр сотрудников оплатил их работодатель

Да, может.

По общему правилу операции по реализации на территории России медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, в том числе врачами, занимающимися частной медицинской практикой, не облагаются НДС (подп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ). Исключение – косметические, ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги. При этом в целях главы 21 Налогового кодекса РФ к медицинским в том числе относятся услуги по диагностике, профилактике и лечению населения по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2001 г. № 132. При этом Налоговый кодекс РФ не ставит освобождение от НДС медицинских услуг в зависимость от того, кто их оплачивает. Главное, чтобы у организации была лицензия на этот вид деятельности (п. 6 ст. 149 НК РФ).

 

Ситуация: может ли организация применять льготу по НДС, предусмотренную для физкультурных, оздоровительных и спортивных мероприятий, в отношении услуг бассейна, солярия, спортзала и спа-кабинета

Льготу можно применять при оказании услуг спортзала и бассейна. Услуги солярия, спа-кабинета под льготу не подпадают, так как не поименованы в разделе 070000 «Услуги физической культуры и спорта» ОКУН.

Подпунктом 14.1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ предусмотрено освобождение от НДС услуг по организации и проведению:

  • физкультурных мероприятий;
  • физкультурно-оздоровительных мероприятий;
  • спортивных мероприятий.

При этом право на применение данной льготы не зависит от типа и организационно-правовой формы организации, которая проводит такие мероприятия (письмо Минфина России от 14 февраля 2012 г. № 03-07-07/22).

Налоговый кодекс РФ не раскрывает состав перечисленных мероприятий. По мнению финансового ведомства, при решении вопроса о применении льготы по НДС следует руководствоваться положениями ОКУН. Если услуги, которые оказывает организация, поименованы в разделе 070000 «Услуги физической культуры и спорта», то при их реализации НДС начислять не нужно. Такие разъяснения даны в письмах Минфина России от 14 февраля 2012 г. № 03-07-07/24 и от 31 января 2012 г. № 03-07-07/12.

В рассматриваемой ситуации от НДС могут быть освобождены услуги спортзала (код 072106) и бассейна (код 072107), поскольку они прямо поименованы в ОКУН.

Услуги соляриев и спа-кабинетов в разделе 070000 «Услуги физической культуры и спорта» не упомянуты. Поэтому при реализации этих услуг НДС нужно начислять на общих основаниях.

Ситуация: может ли организация использовать льготу по НДС при предоставлении студентам и аспирантам койко-мест в общежитии. Услуги оказываются на платной основе

Нет, не может.

В подпункте 10 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ сказано, что организация освобождается от НДС, если предоставляет в пользование жилые помещения в жилищном фонде всех форм собственности.

По мнению контролирующих ведомств, этой льготой можно воспользоваться при выполнении следующих условий:

  • услуги по предоставлению жилья оказываются на основании договора найма (ст. 671 ГК РФ);
  • внаем передается изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (ст. 673 ГК РФ).

При этом к жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната (ст. 16 Жилищного кодекса РФ).

При предоставлении койко-мест в общежитиях (части комнаты) эти условия не выполняются. Следовательно, со стоимости оказанных услуг организация должна платить НДС. Такой вывод подтверждают контролирующие ведомства (письма Минфина России от 22 августа 2012 г. № 03-07-07/88, от 18 июня 2010 г. № 03-07-07/37, от 19 декабря 2005 г. № 03-04-15/116 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 25 января 2006 г. № ММ-6-03/62)) и некоторые арбитражные суды (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 14 декабря 2005 г. № А26-4283/2005-210).

Главбух советует: есть аргументы, позволяющие использовать льготу по НДС при предоставлении за плату койко-мест в общежитиях студентам и аспирантам. Они заключаются в следующем. Согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ, от обложения НДС освобождаются услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности. Налоговый кодекс РФ не определяет понятия «жилое помещение» и «жилищный фонд». Поэтому для обоснования права на льготу можно использовать определения, приведенные в Жилищном кодексе РФ (п. 1 ст. 11 НК РФ). В нем сказано, что жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (подп. 2 п. 3 ст. 19, подп. 2 п. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ). Жилые помещения в общежитиях предоставляются студентам и аспирантам для временного проживания на период учебы (ст. 94 Жилищного кодекса РФ). При этом с ними заключаются договоры найма (п. 2 ст. 105 Жилищного кодекса РФ). Таким образом, если при предоставлении койко-мест в общежитиях эти правила соблюдаются, организации, которые оказывают такие услуги, могут не платить НДС с их стоимости. Рассматривая споры по этой проблеме, большинство арбитражных судов признают правомерность применения льготы, предусмотренной подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ (см., например, определения ВАС РФ от 30 сентября 2008 г. № 12638/08, от 25 сентября 2008 г. № 11434/08, постановления ФАС Северо-Западного округа от 12 мая 2009 г. № А42-3628/2008, от 1 августа 2008 г. № А05-151/2008, от 8 августа 2008 г. № А56-24976/2007, от 14 апреля 2008 г. № А13-2322/2007, от 11 июля 2008 г. № А05-6929/2007, Поволжского округа от 25 марта 2010 г. № А12-3432/2009, Уральского округа от 12 мая 2008 г. № Ф09-3292/08-С2, от 29 апреля 2008 г. № Ф09-2913/08-С2, от 14 ноября 2007 г. № Ф09-9360/07-С2, Западно-Сибирского округа от 21 января 2008 г. № Ф04-316/2008(807-А27-34), от 17 декабря 2007 г. № Ф04-137/2007(158-А45-25), Волго-Вятского округа от 10 декабря 2007 г. № А29-8106/2006а, от 6 ноября 2007 г. № А29-439/2007, Дальневосточного округа от 29 августа 2007 г. № Ф03-А51/07-2/2960, Северо-Кавказского округа от 8 ноября 2007 г. № Ф08-7367/07-2744А, Центрального округа от 5 сентября 2008 г. № А54-4517/2007С8).
Ситуация: должна ли некоммерческая образовательная организация платить НДС со стоимости услуг по государственному тестированию иностранных граждан на знание русского языка

Да, должна.

Некоммерческие образовательные организации освобождаются от уплаты НДС при реализации образовательных услуг в рамках:

  • общеобразовательных программ;
  • профессиональных (основных или дополнительных) образовательных программ;
  • программ профессиональной подготовки или воспитательного процесса;
  • дополнительных образовательных услуг, которые по уровню и направленности соответствуют программам, указанным в лицензии.

При этом обязательным условием является соответствие указанных программ выданной организации лицензии.

Такой порядок предусмотрен подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ.

Государственное тестирование иностранных граждан на знание русского языка проводится в соответствии с пунктом 8.1 статьи 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. Порядок проведения тестирования утвержден приказом Минобрнауки России от 24 марта 2010 г. № 207. Если тестирование прошло успешно, иностранному гражданину выдается сертификат, форма которого утверждена приказом Минобрнауки России от 15 августа 2008 г. № 237. Порядок выдачи сертификатов утвержден приказом Минобрнауки России от 13 июля 2010 г. № 765.

Ни один из названных документов не предусматривает предварительного обучения иностранных граждан русскому языку перед тестированием. Процедура тестирования сводится лишь к проверке имеющихся у них знаний и умения применять их на практике. Перед тестированием иностранные граждане имеют возможность ознакомиться только с порядком его проведения, получить консультации по организационным вопросам и пройти пробное тестирование. Тестирование проводят специальные комиссии, созданные в образовательных организациях. При этом никаких образовательных услуг такие комиссии не оказывают. Это следует из положений пунктов 3–8 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки России от 24 марта 2010 г. № 207.

Учитывая, что тестирование иностранных граждан не является частью образовательного процесса, услуги по его проведению не подпадают под действие льготы, предусмотренной подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ. А следовательно, со стоимости таких услуг образовательная организация должна начислять НДС.

Льготы в социально-культурной сфере

Ситуация: нужно ли платить НДС при реализации входных билетов на посещение организаций культуры (театров, кинотеатров, концертных залов, клубов, зоопарков, музеев, парков культуры и отдыха и т. п.)

Нет, не нужно при соблюдении двух условий:
– билеты реализованы организациями культуры и искусства;
– форма входного билета должна быть утверждена как бланк строгой отчетности.

Подпунктом 20 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что реализация (распространение) входных билетов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий не облагается НДС при соблюдении двух условий. Во-первых, билеты должны быть реализованы организациями культуры и искусства (это следует подтвердить уставом организации и соответствующим кодом ОКВЭД) (письма Минкультуры России от 17 марта 2005 г. № 7-01-16/08, УФНС России по г. Москве от 6 февраля 2007 г. № 19-11/10261). А во-вторых, форма входного билета должна быть утверждена как бланк строгой отчетности.

Порядок применения бланков строгой отчетности при наличных денежных расчетах установлен постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359. Этим же документом утверждено Положение, в котором определены требования к формам, способам изготовления и обязательным реквизитам бланков строгой отчетности.

В соответствии с пунктами 5 и 6 этого Положения и приказами Минкультуры России от 17 декабря 2008 г. № 257, от 8 декабря 2008 г. № 231 утверждены типовые формы бланков строгой отчетности, которые должны применяться при оказании услуг организациями культуры:

  • билет;
  • кинобилет;
  • абонемент;
  • экскурсионная путевка.

Перечисленные типовые формы содержат все обязательные реквизиты, которые должны присутствовать в билетах (абонементах, экскурсионных путевках), выпускаемых конкретными организациями культуры. Если бланки, которые использует организация культуры и искусства, не отвечают обязательным требованиям, при реализации входных билетов нужно платить НДС.

Следует отметить, что освобождение от НДС (при соблюдении установленных требований) распространяется только на реализацию билетов. Дополнительные услуги (например, бронирование или доставка билетов) НДС облагаются. Об этом сказано в письме Минфина России от 4 февраля 2013 г. № 03-07-07/2235.

Ситуация: может ли организация применять льготу по НДС при выполнении работ по реставрации памятников истории и культуры, а также культовых сооружений

Да, может.

Организация, занимающаяся реставрацией объектов культурного наследия, вправе применять льготу по НДС, предусмотренную подпунктом 15 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ. При этом обязательным условием для предоставления льготы является наличие лицензии на ведение деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) (п. 6 ст. 149 НК РФ, п. 48 ч. 1 ст. 12 Закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ).

Сохранение объекта культурного наследия включает в себя ремонтно-реставрационные работы в отношении этого объекта. При определении перечня реставрационных работ, подпадающих под действие льготы, следует руководствоваться нормами Закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ (письмо Минфина России от 27 августа 2008 г. № 03-07-07/82).

К ремонтно-реставрационным относятся, в частности, работы по консервации объектов, ремонту памятников, реставрации памятников или ансамблей, приспособлению объектов для современного использования (ч. 1 ст. 40 Закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ). При этом в рамках деятельности по приспособлению объектов культурного наследия к современному использованию (ст. 44 Закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ) под действие льготы подпадают не только специальные реставрационные работы, но и общестроительные работы (например, земляные, монтажные, инженерно-технические). Такие разъяснения содержатся в письме ФНС России от 7 сентября 2012 г. № АС-20-3/970.

Чтобы подтвердить право на применение льготы, организация должна представить в налоговую инспекцию:

  • справку об отнесении памятников истории и культуры к объектам культурного наследия (если памятники включены в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России);
  • справку об отнесении памятника к выявленным объектам культурного наследия, выданную Минкультуры России (или ее региональными управлениями);
  • копию договора на выполнение реставрационных работ.

Такой порядок предусмотрен подпунктом 15 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: может ли организация использовать льготу по НДС при оказании услуг по производству спецэффектов для съемок кинофильма. Кинофильм получил удостоверение национального фильма. Деятельность организации по ОКВЭД классифицируется как «деятельность в области радиовещания и телевидения»

Да, может.

От обложения НДС освобождаются работы (услуги) по производству кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма. Льгота по НДС распространяется на все виды работ (услуг), предусмотренных сметой на производство национального фильма, которые выполнены (оказаны) организациями кинематографии.

Такой вывод следует из положений подпункта 21 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ. Он подтверждается письмами Минфина России от 4 февраля 2008 г. № 03-07-08/25, от 30 января 2008 г. № 03-07-07/07, от 25 октября 2004 г. № 03-04-05/02.

Фильм признается национальным при соблюдении условий, предусмотренных статьей 4 Закона от 22 августа 1996 г. № 126-ФЗ. Статус национального фильма подтверждается удостоверением (ст. 5 Закона от 22 августа 1996 г. № 126-ФЗ).

Определение организаций кинематографии содержится в абзаце 11 статьи 3 Закона от 22 августа 1996 г. № 126-ФЗ. К ним, в частности, относятся организации, которые занимаются изготовлением грима, реквизита, игровой техники и специальных эффектов для съемок кинофильмов. Таким образом, если организация оказывает услуги по производству спецэффектов для съемок национального фильма, на стоимость этих услуг НДС начислять не нужно (подп. 21 п. 2 ст. 149 НК РФ). Независимо от того, какой код ОКВЭД указан в ее регистрационных документах.

Следует отметить, что некоторые письма контролирующих ведомств содержали другие разъяснения (см., например, письма Минфина России от 25 октября 2004 г. № 03-04-05/02, УФНС России по г. Москве от 12 мая 2008 г. № 19-11/45240). В них говорилось, что рассматриваемая льгота по НДС распространяется только на российские организации кинематографии, которые по Общероссийскому классификатору отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) соответствуют коду 93000 «Культура и искусство».

Такая точка зрения основывалась на положениях части 7 статьи 15 Закона от 22 августа 1996 г. № 126-ФЗ. Однако с 1 января 2005 года эти положения были отменены (п. 2 ст. 79 Закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ). Более того, с 1 января 2003 года утратил силу и сам ОКОНХ (постановление Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. № 454-ст). Таким образом, в настоящее время к организациям кинематографии следует относить организации, которые соответствуют определению, приведенному в абзаце 11 статьи 3 Закона от 22 августа 1996 г. № 126-ФЗ.

Право на применение льготы по НДС организация должна подтвердить документально. Для этого у нее должен быть договор на выполнение работ (услуг), копия удостоверения национального фильма, а также смета расходов на создание фильма, включающая затраты на производство спецэффектов. При камеральной проверке декларации по НДС, в которой заявлено право на льготу, налоговая инспекция вправе потребовать от организации эти документы (п. 6 ст. 88 НК РФ).

Льготы при благотворительной деятельности

 

Ситуация: какие документы необходимо оформить, чтобы организация могла использовать льготу по НДС при безвозмездной передаче имущества в рамках благотворительной помощи

Налоговым законодательством перечень таких документов не установлен. По мнению контролирующих ведомств, для подтверждения права на льготу по НДС при безвозмездной передаче имущества в рамках благотворительной помощи организация должна иметь:

  • договор (контракт) с получателем благотворительной помощи на безвозмездную передачу товаров (работ, услуг) в рамках оказания благотворительной деятельности;
  • копии документов, подтверждающих принятие на учет безвозмездно полученных товаров (работ, услуг) получателем благотворительной помощи;
  • акты или другие документы, свидетельствующие о целевом использовании полученных товаров (работ, услуг) в рамках благотворительной деятельности.

Если же получателем благотворительной помощи является гражданин, организация должна представить документ, подтверждающий фактическое получение этим человеком товаров (работ, услуг).

Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 26 октября 2011 г. № 03-07-07/66 и УФНС России по г. Москве от 2 августа 2005 г. № 19-11/55153.

Следует отметить, что некоторые арбитражные суды признают, что для подтверждения факта оказания благотворительной помощи можно обойтись и меньшим числом документов (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 17 ноября 2005 г. № А56-11300/2005). По мнению судей, организациям в этом случае достаточно иметь письма от получателей с просьбой оказать благотворительную помощь и документы, подтверждающие фактическую передачу средств.

 

Ситуация: может ли организация использовать льготу по НДС при безвозмездной передаче имущества в рамках оказания спонсорской помощи

Да, может, если договор со спонсором никаких обязательств со стороны спонсируемого не предполагает, а спонсорская помощь признается благотворительной.

Здесь возможны два основных случая:

  • договор со спонсором предполагает распространение информации о нем;
  • договор со спонсором никаких обязательств со стороны спонсируемого не предполагает.

Это вытекает из определения:

  • спонсора, которое дано в пункте 9 статьи 3 Закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ. В соответствии с ним спонсором является лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности;
  • спонсорской рекламы, под которой понимается реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней о спонсоре (п. 10 ст. 3 Закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ).

Если договор со спонсором предполагает распространение информации о нем, то отношения между спонсором и спонсируемым рассматриваются как оказание рекламных услуг. При этом договором может быть предусмотрено распространение не только спонсорской рекламы (упоминание лица как спонсора), но и реклама его товаров (работ и услуг). Например, когда размещается логотип спонсора без упоминания его в качестве спонсора. Поэтому передача имущества в рамках оказания спонсорской помощи под действие льготы, предусмотренной подпунктом 12 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ, не подпадает. Значит, организация в этом случае должна начислить НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Если же договор со спонсором никаких обязательств со стороны спонсируемого не предполагает, безвозмездная спонсорская помощь может быть признана благотворительной. Но только в той части, в которой спонсируемые мероприятия отвечают целям, предусмотренным Законом от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ. Поэтому применение льготы, предусмотренной подпунктом 12 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ, правомерно. Значит, организация в этом случае НДС начислять не должна.

Пример определения правомерности использования льготы по НДС при безвозмездной передаче имущества дому инвалидов

 

Пример определения правомерности использования льготы по НДС при безвозмездной передаче имущества в рамках оказания спонсорской помощи при проведении конкурса детского рисунка. Распространение информации о спонсоре в спонсорском договоре не предусмотрено

 

Пример определения правомерности использования льготы по НДС при безвозмездной передаче имущества в рамках оказания спонсорской помощи при проведении детского спортивного конкурса. В спонсорском договоре предусмотрено размещение информации о спонсоре
Льготы в научной деятельности

 

Ситуация: может ли научная организация использовать льготу по НДС при выполнении НИОКР, если объем этих работ в общем объеме реализованных товаров (работ, услуг) составляет менее 70 процентов

Да, может.

Научные организации имеют право на льготу по НДС в отношении любых видов НИОКР, которые выполняются на основе хозяйственных договоров и (или) финансируются за счет бюджетных и внебюджетных фондов специального назначения (подп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ). При этом научной признается любая организация, которая имеет соответствующую госаккредитацию и основным видом деятельности которой является научная и (или) научно-техническую деятельность (ст. 5 Закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ, постановление Правительства РФ от 21 марта 2011 г. № 184).

Основным считается вид деятельности, который имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции (оказанных услуг) за предыдущий год (п. 9 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. № 713, письмо ФНС России от 15 марта 2006 г. № ММ-6-03/274). Условия о том, что у научных организаций этот показатель должен быть не менее 70 процентов, действующее законодательство не содержит. Такое требование содержалось в прежней редакции пункта 2 статьи 5 Закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ. Однако с 16 июля 2005 года эта норма утратила силу (Закон от 30 июня 2005 г. № 76-ФЗ). Нет такого требования и в действующем Положении об аккредитации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 21 марта 2011 г. № 184.

Таким образом, если статус научной организации подтвержден действующим свидетельством о госаккредитации, то независимо от фактически выполненного объема НИОКР их стоимость НДС не облагается.

Льготы в других сферах деятельности

Ситуация: нужно ли платить НДС при оказании агентских услуг по обслуживанию судов во время их стоянки в порту

По мнению ФНС России, НДС по этим операциям начислять нужно.

Минфин России считает, что НДС по этим операциям начислять не нужно (письма от 23 января 2006 г. № 03-04-08/20 и от 21 сентября 2005 г. № 03-04-08/252). Согласно подпункту 23 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ, услуги по обслуживанию судов во время их стоянок в портах освобождаются от НДС. При этом понятие «услуги по обслуживанию судов» в Налоговом кодексе РФ не определено. Конкретный перечень услуг, относящихся к обслуживанию судов, приведен в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (Раздел I приложение А, ОКВЭД 63.22), утвержденном постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. № 454-ст. Этот документ относит агентское обслуживание к услугам по обслуживанию судов в период стоянки в портах.

Однако в письме ФНС России от 1 февраля 2006 г. № 03–2–03/210 сказано, что указанные услуги оказываются по договору морского агентирования (ст. 237 Кодекса торгового мореплавания РФ), который является одной из разновидностей агентского договора. А льготы по НДС на услуги посредников (в т. ч. морских агентов) не распространяются (п. 7 ст. 149 НК РФ).

Арбитражная практика по рассматриваемой проблеме также противоречива. В некоторых судебных решениях поддерживается позиция Минфина России (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 4 февраля 2005 г. № Ф03-А51/04-2/4189 и Московского округа от 29 июня 2004 г. № КА-А40/5234-04). Однако в большинстве решений суды встают на сторону налоговой службы (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 16 июля 2008 г. № А33-686/08-Ф02-3166/08, Северо-Кавказского округа от 4 августа 2008 г. № Ф08-4359/2008, Дальневосточного округа от 27 июня 2007 г. № Ф03-А04/07-2/1771, Северо-Западного округа от 8 августа 2007 г. № А56-40738/2006, от 6 августа 2007 г. № А56-35517/2006, от 23 июля 2007 г. № А56-25014/2006, от 26 мая 2005 г. № А05-15861/04-29 и от 4 декабря 2003 г. № А42-3904/03-25).

 

Ситуация: может ли организация использовать льготу по НДС, предусмотренную в отношении работ (услуг) по тушению лесных пожаров. По договору с лесхозом организация предоставляет автотранспорт для доставки людей к месту тушения пожара

Да, может, если у организации имеется лицензия на ведение деятельности по тушению лесных пожаров.

По общему правилу проведение работ (оказание услуг) по тушению лесных пожаров относится к операциям, освобожденным от обложения НДС (подп. 19 п. 3 ст. 149 НК РФ). Перечень работ (услуг), которые включает в себя процесс тушения лесных пожаров, определен в статье 53.4 Лесного кодекса РФ. Одной из составных частей этого процесса является доставка людей и средств пожаротушения к месту возгорания и обратно (п. 2 ч. 1 ст. 53.4 Лесного кодекса РФ). Таким образом, предоставление автотранспорта для доставки людей к месту тушения лесного пожара можно квалифицировать как услугу, оказанную в рамках противопожарной деятельности.

Однако для использования льготы по НДС этого недостаточно. С 1 января 2012 года деятельность по тушению лесных пожаров подлежит лицензированию (подп. 14 п. 1 ст. 12 Закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ). А операции, совершенные в рамках лицензируемых видов деятельности, освобождаются от НДС только при наличии у организаций соответствующих лицензий (п. 6 ст. 149 НК РФ). Таким образом, если у организации, оказывающей услуги по предоставлению автотранспорта для доставки людей к месту тушения пожара, есть лицензия на тушение пожаров, она вправе применять данную льготу. При отсутствии лицензии льгота не применяется.

 

Ситуация: может ли организация-правообладатель использовать льготу по НДС при реализации компьютерной программы (передаче неисключительных прав на нее)

Да, может, если данная операция оформляется письменным лицензионным соглашением. Такая точка зрения отражена в письме Минфина России от 29 декабря 2007 г. № 03-07-11/648.

Позиция Минфина России основана на положениях подпункта 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ, согласно которым передача прав на использование компьютерных программ не облагается НДС, если она происходит по лицензионному договору. При этом под лицензионным договором понимается письменное соглашение, по которому автор (лицензиар) передает пользователю (лицензиату) право на использование его произведения (ст. 1286 и 1235 ГК РФ). Наличие именно такого лицензионного договора Минфин России считает обязательным условием для освобождения от уплаты НДС.

Финансовое ведомство не отрицает, что Гражданским кодексом РФ предусмотрен упрощенный способ заключения лицензионного договора о передаче неисключительных прав на компьютерную программу. Речь идет о договоре присоединения, условия которого размещаются на каждом экземпляре (упаковке) программы и который признается заключенным в момент начала ее использования покупателем (п. 3 ст. 1286, п. 3 ст. 438 ГК РФ). Однако этот вариант не освобождает организацию-продавца от уплаты НДС. Поскольку в момент приобретения программы покупатель еще не начал ее использовать и у продавца нет оснований считать лицензионный договор заключенным в письменной форме. Реализация компьютерной программы по договорам купли-продажи также не освобождает организацию от уплаты НДС (письма Минфина России от 5 марта 2008 г. № 03-07-08/55, от 15 января 2008 г. № 03-07-08/07, от 29 декабря 2007 г. № 03-07-11/649).

Главбух советует: есть аргументы, которые позволяют организациям, реализующим компьютерные программы по договорам присоединения к лицензионным соглашениям, пользоваться льготой по НДС. Они заключаются в следующем.

По мнению Минфина России, реализация неисключительных прав на компьютерную программу через цепочку посредников (от правообладателя до конечного пользователя) не является препятствием для применения освобождения от НДС. Однако в этом случае заключение лицензионных договоров по всей цепочке невозможно. Одной из сторон этого договора обязательно должен быть обладатель исключительного права (лицензиар) (п. 1 ст. 1235 ГК РФ). Организация, которая передает неисключительные права другому лицу и не является правообладателем, может передавать права на основании сублицензионного договора. По этому договору предоставляются права использования программы только в тех пределах, в которых ее может использовать сама передающая организация (по лицензионному договору) (п. 2 ст. 1238 ГК РФ).

Следовательно, по такой схеме лицензиар заключает с первым посредником лицензионный договор, а при передаче этим посредником прав использования другой организации составляется сублицензионный договор. Такие операции также освобождены от НДС (письмо Минфина России от 30 января 2008 г. № 03-07-07/06).

Способ реализации компьютерной программы по лицензионному или сублицензионному договорам для целей освобождения от налогообложения НДС значения не имеет. Передача материальных носителей, в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности, а также документации, технических средств защиты и других принадлежностей в упаковочной таре не препятствует применению льготы при условии, что стоимость таких ценностей учтена в стоимости передаваемых прав. Подтверждает это и Минфин России в письмах от 10 сентября 2010 г. № 03-07-08/263, от 1 апреля 2008 г. № 03-07-15/44.

Ситуация: нужно ли начислять НДС на проценты, которые организация получает от банка по договору банковского счета. Организация применяет общую систему налогообложения

Нет, не нужно.

По договору банковского счета банк совершает денежные операции по поручению владельца счета и своевременно извещает его об этом (п. 1 ст. 845, ст. 848 ГК РФ). В случаях, указанных в статье 852 Гражданского кодекса РФ, банк уплачивает владельцу счета проценты за пользование его денежными средствами. Размер и сроки выплаты процентов определяются договором.

При выплате (получении) процентов по договору банковского счета основания для начисления НДС не возникают ни у одной из сторон договора. У банка – потому что банковские операции, включая привлечение денежных средств во вклады, а также открытие и ведение банковских счетов (кроме инкассации), не облагаются НДС (подп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ). У владельца счета – потому что поступление процентов не является объектом налогообложения (ст. 146 НК РФ). НДС облагается, в частности, реализация товаров (работ, услуг) на территории России (п. 1 ст. 146 НК РФ). При этом налоговая база увеличивается на суммы, связанные с оплатой реализованной продукции (подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ). Проценты, поступающие на счет организации по договору банковского вклада, никак не связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Поэтому в расчет налоговой базы по НДС они не включаются.

УСН

Организации, применяющие упрощенку, должны платить НДС:

  • при импорте товаров (п. 2 ст. 346.11 НК РФ);
  • если покупателю выставлен счет-фактура с выделенной суммой НДС (п. 5 ст. 173 НК РФ);
  • если организация ведет общие дела в простых товариществах, является доверительным управляющим или концессионером (п. 2 ст. 346.11, ст. 174.1 НК РФ).

Кроме того, организации, применяющие упрощенку, должны исполнять обязанности налоговых агентов по удержанию и уплате НДС (ст. 161 НК РФ).

По остальным операциям организации на упрощенке освобождены от уплаты НДС. Поэтому счета-фактуры им оформлять не нужно (исключения из этого правила установлены для посреднических операций).

ЕНВД

Если организация применяет ЕНВД, она не признается плательщиком НДС. Исключением из этого правила являются операции:

  • по импорту товаров (п. 4 ст. 346.26 НК РФ);
  • в которых организация выступает в качестве налогового агента (ст. 161 НК РФ).

При реализации товаров (работ, услуг) в рамках деятельности, облагаемой ЕНВД, счета-фактуры не оформляйте. Если же все-таки счет-фактура был выставлен и передан покупателю, то сумму НДС, выделенную в счете-фактуре, перечислите в бюджет (п. 5 ст. 173 НК РФ). НДС, предъявленный поставщиками, к вычету не принимайте (ст. 171 НК РФ).

ОСНО и ЕНВД

Если организация совмещает общую систему налогообложения и ЕНВД, с деятельности на общей системе налогообложения уплачивайте НДС. С деятельности, подпадающей под спецрежим, налог платите в порядке, предусмотренном для ЕНВД.

Организуйте раздельный учет «входных» сумм НДС, предъявленных поставщиками (абз. 6 п. 4 ст. 170 НК РФ). Суммы налога, относящиеся к деятельности, облагаемой ЕНВД, к вычету не принимайте и учитывайте в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

По материалам сайта БСС «Система Главбух»

Порядок начисления НДС в отдельных ситуациях приведен в таблице.

Вид операции Позиция контролирующих ведомств Примечание
Организация применяет общую систему налогообложения
Поручительство за другую организацию перед ее кредитором Если услугу по поручительству оказывает банк, то организация не облагается НДС (подп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ). Остальные российские организации, оказывающие подобную услугу, должны начислить с нее НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, письмо Минфина России от 12 марта 2007 г. № 03-07-07/07) Если поручителем выступает иностранная организация, не состоящая на учете в российских налоговых органах, то местом реализации услуги Россия не признается и, следовательно, услуга не является объектом обложения НДС (п. 2 ст. 148 НК РФ, письмо Минфина России от 12 марта 2010 г. № 03-07-08/66). Выдача поручительства на безвозмездной основе не соответствует понятию реализации услуги, поэтому не является объектом обложения НДС (определение ВАС РФ от 7 февраля 2011 г. № ВАС-342/11, постановления ФАС Московского округа от 2 апреля 2010 г. № КА-А40/2846-10, Уральского округа от 29 июня 2010 г. № Ф09-3980/10-С3 и Поволжского округа от 23 сентября 2010 г. № А12-1810/2010)
Реализация лома и отходов черных и цветных металлов, образующихся в процессе собственного производства. Лицензии на реализацию лома у организации нет При реализации лома и отходов черных и цветных металлов, образовавшихся в процессе собственного производства, НДС организации платить не нужно. При этом иметь лицензию для того, чтобы воспользоваться льготой, организация не должна Льгота предусмотрена подпунктом 25 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ. Лицензии на реализацию лома цветных и черных металлов, образующихся в процессе собственного производства, не требуется (п. 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2012 г. № 1287). Поэтому положения пункта 6 статьи 149 Налогового кодекса РФ не применяются. Правомерность применения льготы по таким операциям подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 26 октября 2010 г. № А70-14723/2009, Московского округа от 18 сентября 2008 г. № КА-А40/8850-08, от 31 июля 2008 г. № КА-А40/5507-08, от 9 июня 2008 г. № КА-А40/4858-08, от 5 июня 2008 г. № КА-А40/4872-08, Северо-Западного округа от 29 мая 2008 г. № А56-22397/2007)
Реализация на экспорт прав на пользование компьютерной программой на электронном носителе (CD, DVD, флеш-накопитель) организацией-разработчиком. Иностранный покупатель не ведет деятельности в России Официальная позиция контролирующими ведомствами не высказывалась Реализация на экспорт прав на использование компьютерной программы НДС не облагается (подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ). Ставку 0 процентов организация использовать не может, так как право на использование компьютерной программы не является товаром (постановление ВАС РФ от 2 августа 2005 г. № 2617/05)Если из экспортного контракта следует, что передаются не права, а программный продукт, помещенный на носитель, то организация вправе применить нулевую ставку НДС (постановление ФАС Северо-Западного округа от 19 мая 2011 г. № А56-37327/2010)
Выбытие имущества вследствие хищения. Виновные лица установлены НДС платить нужно. Выбытие имущества вследствие хищения в этом случае рассматривается как реализация товаров (ст. 39, п. 1 ст. 146 НК РФ). Такой вывод содержится в письмах Минфина России от 14 августа 2007 г. № 03-07-15/120 и от 1 ноября 2007 г. № 03-07-15/175 Если при хищении имущества организация восстанавливала «входной» НДС, ранее принятый к вычету, при выявлении виновных лиц восстановленные суммы могут быть скорректированы. Корректировка возможна, если виновное лицо вернет похищенное имущество полностью или частично. Подробнее об этом см. Нужно ли восстанавливать «входной» НДС, ранее принятый к вычету, если товары были утрачены в результате хищения (пожара, порчи и т. п.)
Выбытие имущества вследствие хищения (потери, порчи, пожара и т. п.). Виновные лица не установлены НДС платить не нужно (письмо Минфина России от 14 августа 2007 г. № 03-07-15/120) У организации может возникнуть обязанность восстановить НДС, ранее принятый к вычету, по товарам, утраченным при хищении (порче, пожаре и т. п.). См. подробнее Нужно ли восстанавливать «входной» НДС, ранее принятый к вычету, если товары были утрачены в результате хищения (пожара, порчи и т. п.)
Получение оплаты по предварительному договору купли-продажи жилья. Поступившие денежные средства засчитываются в счет платежей по основному договору НДС платить не нужно (письмо ФНС России от 17 января 2008 г. № 03-1-03/60) Суммы, полученные по предварительному договору купли-продажи жилья, не облагаются НДС (если продавец жилья не отказался от льготы). Такая точка зрения отражена в определении ВАС РФ от 24 апреля 2008 г. № 5140/08 и постановлении ФАС Поволжского округа от 7 февраля 2008 г. № А55-11449/07
Внесение покупателем (заказчиком) аванса в неденежной форме По мнению контролирующих ведомств, покупатели (заказчики), которые вносят авансы в неденежной форме (имуществом, имущественными правами, взаимозачетами), не имеют права на вычет НДС с суммы аванса. Это объясняется тем, что покупатели (заказчики) не могут регистрировать в книге покупок счета-фактуры на аванс (частичную оплату), выставленные поставщиками (исполнителями) при безденежных формах расчетов (подп. «д» п. 19 раздела II приложения 4 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137) Право покупателя (заказчика) на вычет НДС (в т. ч. с суммы аванса) не зависит от формы расчетов с продавцом (исполнителем). Статьи 171 и 172 Налогового кодекса РФ определяют порядок применения вычетов (их размер, момент уменьшения налоговой базы и состав документов, подтверждающих право на вычет), но не устанавливают ограничений, обусловленных какими-либо особенностями отношений между покупателем (заказчиком) и продавцом (исполнителем). Поэтому при внесении аванса в неденежной форме предъявленные продавцом (исполнителем) суммы НДС с аванса подлежат вычету на общих основаниях. Такая точка зрения отражена в постановлении ФАС Поволжского округа от 3 октября 2011 г. № А12-22832/2010, основанном на выводах постановления Конституционного суда РФ от 20 февраля 2001 г. № 3-П